Обзор The Gunk
Из грязи вышли в грязь уйдём
Содержание статьи:
The Gunk – свежий консольный эксклюзив для платформ Microsoft от относительно небольшой студии Image & Form Games, создателей серии SteamWorld. Нелёгкая жизнь на дальних рубежах космоса забрасывает двух отчаянных дальнобойщиц на неизвестную планету. Чтобы раскрыть тайны затерянного мира и спасти инопланетную расу, вам придётся вычистить всю грязь, скопившуюся на её просторах, с помощью универсальный ручного пылесоса. Только если разлад в отношениях однополой пары не помешает вашей экологической миссии.
Игра доступна по подписке Xbox Game Pass со дня релиза.
На обзоре версия для Xbox Series S, все скриншоты сделаны именно с этой консоли. Игра оптимизирована под новое поколение при поддержке функции Smart Delivery. Русский язык, к сожалению, отсутствует.
Рани и Бекс – сильные и независимые, но не слишком удачливые, космические дальнобойщицы ловят слабый энергетический сигнал с одной из планет, долгое время считавшейся безжизненной. Удручающее финансовое положение, череда неудачных контрактов и жажда лёгкой наживы подталкивают их взять судьбу в свои руки и рискнуть: мало ли какие ценные машины или ресурсы могли заваляться на забытой богом планете. Рани, как самая бойкая из толерантной парочки, одевает кибернетический протез руки, оборудованный различными функциями и первой спускается на поверхность. Скалы, деревья, реки, руины древней цивилизации – всё покрыто противной, липкой, вязкой, вонючей… «Gunk» (неформальный термин для обозначения «загрязнения»).
The Gunk – можно описать как приключенческий экшен-платформер. В режиме от третьего лица мы играем за вышеупомянутую Рани (Rani), молодую темнокожую девушку-инвалида с гипертрофированной многофункциональной механической перчаткой. Пока остальные члены команды: Бекс (Becks) и робот-кулинар КуРТ («CURT») сторожат корабль, мы вместе с Рани отправимся в увлекательную экспедицию по красочным просторам безымянного инопланетного мира.
Дивный чудный мир
Местная «Пандора» получилась удивительно живой и ни на что не похожей. Мир так и не названной планеты поражает воображение: оранжевые пупырчатые лианы, трубчатая трава, гигантские грибы-лопухи, гипертрофированные цветы, диковинные животные и так далее. Вокруг всё абсолютно другое и неизведанное, чувствуешь себя как настоящий первопроходец, открывая вместе с Рани инопланетную биосферу и культуру местного народа.
Буквально с первых минут пребывания в таком необычном мире, как минимум любопытно просто уже находиться в нём (в том числе благодаря музыкальному сопровождению), не говоря уже о дальнейших приключениях. По ходу исследования окружения нам ещё предстоит вернуть этот затерянный мир в первозданное состояние, очищая его от пожирающей живой грязи «ганка».
Как маленький ребёнок, познающий мир, ты почти всегда в предвкушении того, что может скрываться под грязью: гигантская труба или спиралевидная дверь, а что если пройти вдоль неё сквозь ту расщелину или рискнуть спрыгнуть с большой высоты на еле виднеющуюся платформу. Знакомство с миром игры идёт по нарастающей. Сначала мы видим только скалы и растения, затем замечаем животных. Далее ты начинаешь находить заросшие статуи древней цивилизации. С каждой новой отсканированной табличкой на непонятном языке герои (сканер встроен в перчатку Рани) расшифровывают их язык. Затем, на фоне инопланетных древностей, вы замечаете некие современные высокотехнологичные трубы, механизмы и дроны, неужели мы тут не одни? Постоянно подкидывая нам обрывки новой информации, The Gunk удаётся практически на протяжении всего, не очень долгого прохождения (от 5 до 7 часов в зависимости от вашего желания исследовать каждый уголок уровня и открывать все достижения), сохранять интригу и подогревать твоё человеческое любопытство, тем более когда на кону судьба целой планеты!
Чудо-пылесос
Чтобы спасти всю эту невообразимую красоту от разрастающейся чёрной жижи, мы будем откачивать«ганк» на протяжении всей игры. Уборка уровней с помощью чудо-пылесоса, встроенного в силовую перчатку Рани, это основная игровая механика и она будет составлять львиную долю всего времени, даже больше чем собственно прыжки по платформам и простейшие пространственные головоломки.
Только у нас, только сейчас, по подписке Xbox Game Pass «Памкин-3000» способен работать бесконечно и без труда справляется с любым количеством «ганка» (пока не разрядится ваш геймпад). И это далеко не всё. Силовая перчатка Рани оснащена сканером, плазменной пушкой, радио-ловушкой и, конечно же, умным пылесосом бесконечности. Пылесос способен притягивать бросаемые, управлять ветряными генераторами, сохранять бессчётное количество любых ресурсов и бесконечно поглощать «ганк». Как всё это работает, куда всё это девается, где, в конце концов, пылесборник? Такими глупыми вопросами авторы игры, похоже, не заморачивались.
Новые возможности перчатки постепенно открывают за счёт сканирование всего, что вы встретите на своём пути. Любой с виду самый обычный предмет может оказаться частью некоего механизма, либо содержать необычные материалы. Собрав механической рукой новую информацию и необходимые ресурсы вроде металлов, волокон и органики, Рани сможет прокачать свою механическую руку на верстаке корабля, куда можно будет возвращаться через путевые маяки в определённых точках карты.
Однако, мы не просто пылесосим уровни (хотя и это тоже), а спасаем планету, чёрт возьми! Освободившись от «ганка» всё вокруг тут же оживает в реальном времени: где была серая пустота, там поля покрывается зеленью и цветами, иссохшие ветви деревьев расправляются, начинают двигаться машины древних поселенцев и так далее. Контраст между пузырящимся чёрным как смоль «ганком» и красотой высвобождённой природы вознаграждает морально и эстетически, превращая рутинную уборку в настоящее приключение, десятикратно усиленное божественным саундтреком. Маленький, но удаленький симфонический микрооркестр из органа, виолончели, скрипки, альта и фортепиано создаёт внеземную проникновенную музыку, перекрывая многие недостатки визуального восприятия. Так и хочется порой просто остановиться и насладиться пейзажем переливающей травы под аккомпанемент «саунд-скульптора» Ratvader.
Soundproof_ · Mycelium (I)
За буйки не заплывать
Жаль, что заложенные в The Gunk ограничения, на которые постоянно натыкаешься то тут, то там, не позволяют так глубоко проникнуться игрой, как хотелось бы. Разбирая происходящее по косточкам, трудно не заметить размытые текстуры, угловатый дизайн, гипертрофированную геометрию, несоответствие масштабов и прочие недоработки. Но вопреки всем недостаткам спасательная миссия «Гринпис» всё равно цепляет за струны гуманизма.
Разработчики честно старались разнообразить мир The Gunk и по большому счёту им это удалось: разнообразный ландшафт, разнородная флора, реки, водопады, затем спускаемся в пещеры, шахты, где изучаем древние механизмы, далее попадаем на улицы древнего города и узнаём быт местной расы, после вдруг обнаруживаем высокотехнологичные машины, всё постепенно складывается в единую картину мира, погибающего от технократических амбиций его жителей. Проблема в том, что визуально всё это великолепие смазывается в общей сине-зелёной и коричневой цветовой гамме (за исключением чёрно-красной базы главного злодея).
С точки зрения игрового процесса, The Gunk оказывается слишком примитивной и линейной. Первые несколько часов игры производят совершенно противоположное впечатление, потому что ты видишь разнообразную природу, относительно большие пространства, развилки и думаешь, что наверно мне нужна новая способность, чтобы добраться до вон той пещеры или перепрыгнуть обрыв. Вопреки тому, что видишь глазами, на ощупь понимаешь, что в игре предусмотрен только один возможный путь из пункта «А» в пункт «Б», а все твои эксперименты сделать что-то своему просто игнорируются: персонаж может погибнуть, провалится сквозь объект или же зависнуть в воздухе. То же самое и со всеми остальными игровыми механиками. Они работают единственным строго определённым образом. Например, тебе попадается энергетический круг – в него можно посадить семя растения, листья которого образуют собой новые платформы, позволяющие добраться до определённого выступа. На практике это всегда будет одно единственное растение, создающее единственно возможные заскриптованные платформы. Тот же самый «ганк» имеет чётко очерченный границы области поражения, откуда его нужно вычищать вплоть до последней капли, иначе магия преображения природы не сработает.
Женщина на корабле…
С сюжетом ситуация двоякая. В The Gunk можно смело провести границу между тем, что происходит на планете и склоками в женском коллективе космолёта, отделить, так сказать, зёрна от плевел. Они то шутят, то игнорируют друга, то ссорятся, то мирятся, все эти гормональные приливы и отливы, меня, как представителя мужского гендера, скорее раздражают, чем живописуют мелодраму, посредством радиоспектакля.
Два одиноких человека с диаметрально противоположными характерами способны искренне любить друг друга и создать настоящую семью, вопреки их гендерной, возрастной или социальной принадлежности – актуальная тема для дискуссии, искусственно пришитая белыми нитками к приключенческому платформеру при полном отсутствии перевода на русский язык. Второй женский персонаж в игре просто лишний. Кудряшка Бекс не более, чем статист на базе и голос в рации, с которым мы как бы должны поддерживать и развивать отношения. Каким образом? В игре нет вариантов диалогов, её нельзя никак ни разозлить, ни успокоить своими действиями, а весь интерактив ограничен одиночными репликами, в моменты, когда мы возвращаемся на корабль. Робот КуРТ справляется с аналогичной задачей ничуть не хуже, хоть и запрограммирован повторять одну и туже фразу «Вас обслужили!» [You got served!].
И напротив, приключения Рани на планете абсолютно самодостаточны и объединяют в себе дух игр про Лару Крофт с идеологией Греты Тумберг. По ходу выживания и изучения условных гробниц от лица Рани, мы параллельно наблюдаем стадии постепенного саморазрушения, выдуманного инопланетного социума: от первозданного райского сосуществования с природой до научно-фантастической антиутопии по канонам «Матрицы», ведущей к неизбежному вымиранию всей планеты.
Местные жители сначала были обычными земледельцами, добывали в поте лица хлеб свой насущный, но затем в их рядах появились учёные, которые больше верили в научный прогресс. Скачкообразное развитие технологий вскоре позволило им отказаться от ежедневного труда и затуманило разум некогда трудолюбивых поселенцев. Постепенно всё общество скатилось к состоянию единого кокона, в котором можно просто подключиться к трубкам, расслабиться и получать удовольствие от пребывания в виртуальном мире. Но ничего не бывает бесплатно! Противоестественный комфорт требует принести в жертву природу, перерабатывая всё живое в токсичный «ганк».
The Gunk
Как приучить подрастающее поколение к уборке и воспитать уважение к природе? The Gunk знает ответ и наглядно покажет, чем оборачивается наше потребительское отношение к окружающей среде и близким. Всё это в виде назидательного красочного приключения для не сильно притязательных игроков, которые готовы закрыть глаза на все условности и ограничения малобюджетного проекта.
Казуальный (в плохом и хорошем смысле слова) экшен/платформер от третьего лица, пропитанный духом приключений, с примитивными пространственными головоломками.
Яркая живая картинка смазывается туманным эффектом и однообразной цветовой гаммой. [Xbox Series S]
Очаровывающая симфония небольшой группы смычковых, духовых и клавишных инструментов во многом спасает игру.
Простой и логичный, без особых проблем. Не хватает инструментов навигации по уровню. Нет русского языка.
Сносное, если не ходить куда не надо.
The Gunk представляет: Рани, одна из пары отважных космических дальнобойщиц, которые в поисках случайных заработков натыкаются на нетронутую планету, полную жизни. Девушки начинают исследовать местность в поисках ценных ресурсов, и кажется, будто они нашли золотую жилу… Раскрывая тайны погибшей цивилизации, Рани с напарницей будет вынуждена сражаться с ядовитой разумной грязью — и выбираться из затягивающего водоворота взаимного недоверия. Верная силовая перчатка поможет вам истреблять заразу, раскрывать тайны прошлого и исцелять планету!
Информация об игре