Обзор The Thaumaturge. «Ведьмак» категории Б
Оглавление Развернуть Ведьмак, но не очень Про «Персону» была не шутка Нажми X, чтобы расследовать Клюквенный суп
Про некоторые вещи иногда говорят: «Это сделано так плохо, что даже хорошо». От них все равно получаешь удовольствие, просто зачастую не так, как задумывали авторы, а ровно наоборот — становится забавно и интересно от неумело сделанных моментов, недочетов, наивности или общего настроения серьезности вокруг совершенно несерьезных вещей. Казалось бы, ужасно, когда проект подходит под подобную характеристику. Нет, ужасно — когда он подходит под характеристику «так плохо, что ни о чем». Особенно если сделать «ни о чем» не было изначальным планом создателей. К сожалению, The Thaumaturge нельзя просто окрестить «ни о чем» и двинуться дальше. Это очередная игра, которая может предложить интересные идеи, но не всегда реализовывает их так удачно, как они звучат.
Ведьмак, но не очень
Содержание статьи:
Действие разворачивается в альтернативной Варшаве 1905 года. Город к этому моменту уже век живет под гнетом Российской Империи. Страсти накаляются день ото дня, Николай II приезжает с речью про «непростое время», его в ответ прямолинейно по-русски шлют на… давайте скажем, уд.
В таких вот не очень приятных обстоятельствах в город пребывает Виктор — наш тауматург, по сути, местный ведьмак, изгоняющий демонов. Во вселенной The Thaumaturge к порокам людей привязываются существа, называемые салюторами, их и призван изгонять тауматург. Примечательно, что после изгнания он может забрать салютора себе, разговаривать с ним и использовать в бою. По ходу игры у Виктора наберется небольшая коллекция таких салюторов, возможности которых еще и можно улучшать через древо навыков. То есть с какой-то стороны The Thaumaturge это Persona.
Про «Персону» была не шутка
Геймплей The Thaumaturge условно можно разделить на две части — детективные расследования (исследование локаций тоже относим сюда) и бои. Бои, конечно, прекрасны в своей непосредственности. Они ужасно анимированы, а под поверженными врагами на несколько секунд исчезают текстуры — но это бы ладно, мы привыкли. Куда хуже, что они еще и невообразимо скучные.
В боевой системе The Thaumaturge нет ничего запоминающегося. Даже боссы скорее утомительны, чем сложны или любопытны (очень напомнило недавнюю Banishers по впечатлениям). Противники зачастую либо люди, либо принимают форму людей; наблюдать за боями сначала смешно от того, как все криво-косо, а затем надоедает. Система боя здесь пошаговая: ходы нужно планировать, есть система ослабления противника — так действует обычно салютор, — Виктор в свою очередь наносит физический урон пинками и маханием кулаков. Но все это сделано так просто в плане и сложности, и дизайна, что, подозреваю, даже любителям подобных систем вряд ли принесет удовольствие.
Нажми X, чтобы расследовать
Детективные расследования тауматурга зачастую строятся на поиске определенных предметов и разговорах об обнаруженном. От условной улики тянется след, ведущий, например, к оставившему ее человеку или месту, связанному с происшествием. На основе таких улик Виктор может сделать выводы о произошедшем, открыть новые диалоговые опции и, соответственно, продвинуться в выполнении квеста.
Звучит любопытно, но на деле же оказывается, что все персонажи с их диалоговыми опциями и поиск улик — не больше чем кликанье кнопок на пути к финальным титрам. Игра просто не позволит запутаться, даже немножко. Чутье тауматурга буквально проведет вас за ручку: дневник все-все разъяснит, об упущенных вещах напомнят при первой возможности прямым текстом, а закрытые диалоговые опции будут висеть в окне диалога с намеком «исследуй окружение еще и вернись сюда позднее, тогда сможешь сказать что-то еще». Тем не менее The Thaumaturge стоит отдать должное — исследовать локации интересно и полезно: игра награждает очками опыта даже за чтение записок, а текст действительно хорошо написан.
Визуально моменты исследования часто вызывают ассоциации с Disco Elysium, из-за этого становится еще грустнее от местной вариативности. Ее можно описать очень просто, коротко и без спойлеров: «имя_персонажа это запомнит».
Среди прочего, в числе способностей тауматурга есть возможность убеждать людей: выяснив какую-то информацию о человеке, обычно лежащую на поверхности, Виктор может уговорить его практически на что угодно одной репликой. Из-за таких вот деталей и описанных выше упрощений The Thaumaturge бывает сложно воспринимать всерьез.
Клюквенный суп
Важно упомянуть, что в игре много моментов, которые могут остро воспринять русскоязычные игроки. Русских в мире Тауматурга очень не любят, не стесняются жутко покрыть матом и показать нередко именно что демонами, только не потусторонними. Игра буквально начинается дисклеймером, что разработчики не считают нормальными вещи, происходящие и показываемые в игре. Тем не менее в нынешнем контексте «злые русские» — более неприятная деталь, чем обычно. Если для вас подобное играет серьезную роль, это скорее всего повлияет на все восприятие игры, имейте в виду.
Ради чего стоит играть:
- Необычный сеттинг
- Проработанный лор
- Иногда самые неожиданные серьезные моменты могут вызвать смех
Что портит удовольствие:
- Скучнейшие визуально и технически бои
- «Вариативность»
- Вымученные диалоги
Итог
The Thaumaturge не так интересна, как может показаться при первом взгляде на трейлеры и концепцию. Хотя она не кажется настолько плохой, чтобы сказать об этом однозначно. Очень много моментов выдают в проекте что-то вроде недоделанности — неизвестно, из-за бюджета или других причин. Часто отрицательные впечатления резко наслаиваются на положительные, из-за чего появляется диссонанс: то ли игра ни о чем, то ли подает надежды. Но все-таки в этом случае отрицательные моменты заставляют подумать несколько раз, прежде чем кому-то ее рекомендовать.