Обзор первого сезона The Last of Us. Такая любовь убьет мир
Первый сезон сериала «Одни из нас» подошел к концу. Проект о порабощении грибами всего человечества стал хитом HBO. Пилот обогнал по просмотрам соседа по платформе «Дом Дракона», восьмой эпизод собрал на 74% больше зрителей, чем в первую серию, а финал проекта доказал, что любовь убьет мир. Рассказываем о создании сериала, касте, самых обсуждаемых эпизодах и втором сезоне.
Грибная эпидемия
Содержание статьи:
- 1 Грибная эпидемия
- 2 Экранный всеотец
- 3 Если не Педро Паскаль, то кто?
- 4 Если не Белла Рамзи, то кто угодно?
- 5 Постпапокалиптика и бодишейминг
- 6 Что происходит в самой обсуждаемой серии?
- 7 Но это не главная песня сериала
- 8 Ненадолго вернемся к первой серии
- 9 Как построен первый сезон в целом?
- 10 Что происходит в финале сезона?
- 11 И что все это значит?
- 12 Что будет во втором сезоне?
- 13 Итог
Если написать в поисковой строчке Google «Одни из нас», по центру внизу экрана появится иконка гриба. Кликнув на нее, вы откроете портал в ад.
Если продолжать кликать, эти ребята будут просто везде
Примерно то же самое происходит с проектами про зомби-апокалипсис. Их очень много, по большей части они однотипны, но The Last of Us все же пробился в поле уникальности и с точки зрения концепции, и с точки зрения смысла.
Разработчики игры придумали всю свою грибоэпопею после просмотра передачи National Geographic о муравье, сознанием которого завладел кордицепс. Прикинули, как бы это сработало с людьми — и вот перед нами стихийно поработившая мир масштабная пандемия, где главное не выжить, а найти, ради кого жить.
Подробнее о пилотном эпизоде проекта мы написали здесь.
Экранный всеотец
В генетический код зрителей вписано, что главный экранный отец нашего времени — это Педро Паскаль. Сколько же он их за свою жизнь переиграл, пока наконец, не достиг отеческого идеала в «Мандалорце». На момент премьеры The Last of Us ему было два сезона от роду, и нет, наверное, никого в целой вселенной, кто бы его не любил. Проект уравнял самые разные слои аудитории, и этим по-своему шедеврален.
Герой в шлеме в стиле музыкантов Daft Punk наработал себе репутацию одержимо любящего защитника. Эти характеристики полностью перекрывали тот факт, что он сектант и наемник. Мандо грозно произносил фразы в духе «Он значит для меня больше, чем ты можешь себе представить» — и шел против кредо, своей религии и убеждений, чтобы защитить единственное, что ему дорого.
Джоэл из-за любви буквально кидает все человечество
Проекты похожи в своей схеме: беспринципному наемнику нужно перевезти ребенка (груз) из точки А в точку Б, но отцовский инстинкт в итоге спутывает все карты. Узнав, что Элли не выживет, если даст возможность создать спасительную вакцину, Джоэл устраивает в больнице бойню, чтобы забрать ее оттуда. То есть поступает буквально как в «Мандалорце», когда наемник убивает всех на своем пути, чтобы спасти Грогу от опытов доктора Першинга. У персонажей даже есть одна общая реплика: «У меня нет на это времени».
По аналогии с малышом Йодой, у Элли тоже есть уникальная сила — иммунитет к вирусу.
Оригинальная Элли из игры Эшли Джонсон исполнила в сериале роль Анны, мамы своей экранной версии
Может, Педро Паскаль и не типаж Джоэла из игры, но его выбор на эту роль обеспечивал мгновенное доверие аудитории. Шоураннер сериала целенаправленно не хотел делать героя типичным крутым парнем. HBO-Джоэл значительно старше игрового, он весь буквально разваливается. Без преувеличений. Болят колени, одно ухо не слышит, ловит панические атаки — в общем, постапокалиптический мир его не пощадил. Он явно долго не протянет, но, встретив Элли, живет исключительно на чувстве долга.
В четвертом эпизоде подкаста The Last of Us Крэйг Мэйзин рассказал, что на съемочной площадке не раз повторял Педро Паскалю: «Джоэл не настолько умный». Перед зрителями лепили во всех отношениях более уязвимого персонажа, чтобы у них была возможность поверить в его человечность.
Если не Педро Паскаль, то кто?
На роль Джоэла рассматривались Хью Джекман, Джерард Батлер, Мэттью Макконахи и Махершал Али.
Создатели проекта сразу продемонстрировали, что не будут опираться на исходный образ
Дженсен Эклс говорил, что этот проект был в зоне его пристального внимания, и он приложил немало усилий, чтобы в него попасть.
Но, с другой стороны, сам же признавал, что вряд ли бы у него получилось
Фанкаст по большей части сходился на Николае Костере-Вальдау. Он выглядит точь-в-точь как игровой Джоэл, а еще актер большой фанат оригинальной игры.
Казалось бы, этот брак заключен на небесах, но нет: создателям проекта нужен был принципиально иной образ Джоэла
Но шоураннеры выбрали иной подход. Актеров сериала «Одни из нас» попросили не играть в The Last of Us, чтобы те не нахватались от исходников. Педро Паскаль все равно попытался, но не смог победить геймпад. Зато на площадке играть он еще как может. В принципе, актер и до этого проекта не был замечен с фейловым уровнем перформанса, но здесь все равно дает повод удивиться. Нынче такое большая редкость.
Если не Белла Рамзи, то кто угодно?
Накануне выхода восьмого эпизода исполнительница роли Элли сказала, мол, финал сезона будет настолько эпичным, что разделит поклонников проекта на два лагеря. Это не совсем так. Главным поводом для разделения послужила она сама — еще до выхода первой серии, и это жестоко. На тот момент никто из зрителей еще не мог оценить ее актерской игры.
Белла Рамзи столкнулась с ужасным количеством далеко не всегда справедливого негатива. Просто потому что не похожа на Элли из игры — в общем, как и экранный Джоэл, как и экранная Сара, как и почти все персонажи этого сериала. Рамзи досталось словно за всех сразу, и жаль. Она потрясающая актриса.
Это очень грустный прецедент. Мы все еще живем в обществе, где главной, если не единственной ценностью девушки остается ее внешность, а не способности. Справедливости ради, трансформация Элли началась задолго до выхода сериала.
По мере развития игры Элли изменили черты лица, сделав образ героини менее хрупким
Безотносительно давних обвинений Эллиота Пейджа в заимствовании образа, возможно, со стороны разработчиков это было способом через внешние черты выразить внутренний мир героини. Или показать, что в любви и привязанности внешность не имеет значения. Что любой человек заслуживает спасения.
С другой стороны, если бы Джоэл и Элли выглядели в игре не как глянцевые голливудские звезды, стала бы The Last of Us так популярна?
В сериале уход от игрового образа Элли отчасти связан с тем же, с чем и в случае Джоэла — между персонажами нужна была совершенно конкретная динамика. Скажем так, сними Люк Бессон «Леона» сейчас, его бы отменили. Его, впрочем, и так отменили, но это отдельная тема.
Снимать историю о том, как 50-летний мужчина путешествует с 14-летней девочкой, во времена, когда канселинг поджидает на каждом шагу, задача не из легких. Ведь всегда найдется тот, кто все поймет неправильно. Или захочет понять неправильно, чтобы намеренно исказить оригинальный смысл. Все, что мы делаем в жизни, это находим, ради чего сражаться.
14-летнюю Элли играет на данный момент 19-летняя актриса — и это хорошо для второго сезона, потому что в игре между выходом частей по сюжету проходит пять лет, — которая практически сразу поведала о своей небинарности и что на съемках 90% времени носила специальный нагрудник. Единственный романтический интерес Элли первого сезона — это ее подруга Райли.
Что касается отношений Элли с Джоэлом, как и в игре, они проходят эволюцию от полного недоверия к семейному взаимопониманию.
Как и говорил Крэйг Мэйзин, сериал не копирует игру. Например, технически сцена воссоздана полностью, но в сериале у нее совершенно другое настроение
И на случай, если кому-то интересно, помимо Беллы Рамзи, в поле зрения создателей проекта были Мэйси Уильямс и Кейтлин Девер.
По словам Крэйга Мэйзина, на роль Элли просматривалось более ста актрис
Постпапокалиптика и бодишейминг
Если вы думали, что серии, представляющие однополые отношения, были камнем преткновения негатива аудитории этого сериала, то это не совсем так. Те нападки совершенно невинны на фоне критики веса персонажей. Казалось, сия битва была пройдена еще во времена сериала «Остаться в живых» в случае персонажа Херли. Максимум в период экранизаций «Голодных игр», но нет.
Прекрасную актрису Мелани Лински раскритиковала победительница первого сезона шоу «Топ-модель по-американски» Эдрианн Карри. Мол, слишком роскошный вид для недоедающей героини из мира постапокалиптики.
Актриса ответила, что ее персонажу нужно быть умной, а не мускулистой. То есть, по факту ушла от ответа. А с другой стороны, что там комментировать, кроме завуалированной попытки забытой модели самоутвердиться и напомнить о себе?
Все верно. Героине Лински нужно быть умной, но при первом же своем появлении в сериале она на эмоциях убивает врача. Подумаешь, ведь в постапокалиптическом мире их навалом! Невелика потеря.
Потом, в одной из серий Элли и Джоэл встречают пожилую пару, которой словно не коснулись мировые изменения. Да и сами главные герои не выглядят изможденными, хотя по сюжету им зачастую совершенно нечего есть.
Видимо, не все зрители готовы принимать условности
Вторая по популярности претензия аудитории в том, что персонажи выглядят не только слишком сытыми, но и слишком чистыми для постапокалиптики. В сюжете этот момент несколько раз обыгрывался. Джоэл и Элли приходят в дом к Биллу и Фрэнку, а потом Джоэл находит своего брата, который живет в месте не поглощенном еще общей дикостью.
Что происходит в самой обсуждаемой серии?
«Одни из нас» — сериал современный, поэтому очень старается отвечать нынешним репрезентативным ожиданиям. Правда, прогрессивный подход оценили не все. После успешного старта первый рейтинговый провал проекта случился на третьей серии, в которой показали отношения Билла и Фрэнка. В игре они были лишь обозначены, а в сериале представлены более расширенно (почти полтора часа) — с предысторией, развитием и трагичным шекспировским окончанием. Красиво сыграно, красиво снято, но абсолютно никак не влияло на общий ход истории. Ну, может, чуть-чуть. Джоэл помылся, Элли сказала, что он красавец. Они прочитали грустное письмо и забрали из их дома все, что смогли унести.
Третья серия проекта обвинили в том, что это пустой филлер, никак не двигающий сюжет. Сложно с этим спорить
К слову, седьмой эпизод с прошлым Элли и ее отношениями с подругой Райли, с одной стороны, приняли теплее. С другой стороны, получилось странно. Например, на Ближнем Востоке вырезали сцену поцелуя героинь, при этом ничего не поменяв в третьей серии, тоже не соответствующей местным культурным ценностям.
Что до нас, то у нас нет вырезанного контента, потому что нет HBO.
В этом эпизоде играет колыбельная версия трека The Cure Just Like Heaven
Но это не главная песня сериала
Главная играет перед титрами первого эпизода. Из старого радиоприемника звучит Never Let Me Down Again, а потом в кадре показывают руины Бостона. Падает дождь, звук трека становится громче. И это работает! Выглядит впечатляюще.
По словам шоураннера, Never Let Me Down Again — важный трек сезона. И не потому что он часть контрабандистского шифра. Depeche Mode писала песню о зависимости. Точной интерпретации, подтвержденной группой, нет, но существует версия, что начальная строчка трека I’m taking a ride with my best friend была о наркотиках. В более широком смысле герой отправляется в путь, не зная, чем все закончится. Во многом это похоже на обстоятельства, которые связывают главных героев сериала.
Кавер на Never Let Me Down Again звучит еще на титрах шестой серии. Его специально для проекта записала Джессика Мэйзин, дочь Крэйга Мэйзина. По тому, как адаптировался трек, можно проследить динамику отношений главных героев. Он звучит мелодичнее, как тень, как эхо. По иронии, пожалуй, лучше всего эту перемену Never Let Me Down Again может передать другой трек Depeche Mode — A Pain That I’m Used To о том, как сильные ощущения со временем превращаются в фоновые.
Фрагмент предпоследней серии сезона
Ненадолго вернемся к первой серии
Ее должен был снимать Кантемир Балагов, но потом режиссера эпизода заменили. Официальная причина — творческие разногласия. В своих соцсетях Балагов писал, что от его работы в финальной версии остались половина первых сорока минут стартовой серии.
И сцена с падением самолета
Можете прикинуть сами, какой пилот мы потеряли. Так или иначе, старт у сериала получился очень сильный. Это вообще одна из самых мощных серий всего сезона. Во многом из-за финального эпизода, когда Джоэл убивает охранника. Там вставили флешбэк с воспоминаниями о дочери, будто зрители уже успели забыть, что было в начале серии (к слову, того самого военного сыграл сам Крэйг Мэйзин — в кадре не видно лица, но поклонники узнали его голос). Возможно, лишнее уточнение, но в остальном пилот просто идеален.
Как построен первый сезон в целом?
(осторожно, много спойлеров!)
После старта спасительной для всего человечества миссии, столкновения с кликерами (или щелкунами, но в адаптированном переводе звучит как-то жестко) Джоэл и Элли теряют Тесс. Утрату боевой подруги герой оплакивает сентиментально: строит башенку из камней. По мнению шоураннера, это действие говорило о том, как Джоэл сокрушается.
Потом главные герои направляются к Биллу и Фрэнку, но не застают их живыми. Самый трепетный дуэт проекта оставил Джоэлу и Элли письмо, суть которого в том, что главное в этом мире — найти того, кого надо спасти, и продолжать защищать до последнего. И тут Джоэла осеняет: с Сарой он облажался, с Тесс тоже облажался, но не все потеряно, ведь есть еще и Элли.
Не в тему, но жираф был настоящий. На случай, если вы приписали все заслуги CGI
Джоэл потерял того, кого любит больше всего, и сама мысль, что это может повториться, приводит его в ужас. Персонаж готов сделать абсолютно все, чтобы избежать практически уничтожившей его трагедии. Первая часть игры и первый сезон ставят перед игроками и зрителями вопрос: на что готов пойти любящий человек, испытавший потерю? Да и вторая часть спрашивает о том же, только уже у Элли. К тому моменту героиня полностью сломлена.
Трудно сказать, что более разрушительно: пойти ради другого на все или знать, что на все пошли ради тебя.
Стремление отстраниться от боли естественно, но у Джоэла оно фанатично. Герой либо хладнокровен (в первой серии показано, как он бросает в костер труп ребенка примерно одного возраста с Сарой, не испытывая никаких эмоций; так создатели проекта хотели показать, как Джоэл изменился за 20 лет), либо одержим. Со стороны кажется, что Джоэл спасает Элли, но на самом деле он спасает себя. Джоэл недальновиден, его мотивы глубоко эгоистичны, но, с другой стороны, гипотетически умный, не травмированный морально, здоровый и осознанный персонаж просто не стал бы даже пытаться выживать в таких условиях.
Но вернемся к хронологии.
После пополнения запасов у Билла и Фрэнка Джоэл и Элли приезжают в Канзас-Сити. На них нападают бандиты, они с трудом отбиваются и находят убежище. Позже персонажи сталкиваются с Генри и Сэмом и пытаются выбраться из города. В отличие от игры, в сериале Сэм чуть младше и не слышит. Наверное, это изменение было сделано для того, чтобы среди героев сериала был представлен персонаж с особенностями развития.
Все это действие происходит в районе пятого эпизода — одного из самого динамичного в сезоне. В нем показано масштабное восстание кликеров, в свое время загнанных в подполье. Выбравшись из передряги, Джоэл и Элли едут искать брата Джоэла Томми, чтобы тот доставил Элли к «Цикадам». По логике Джоэла, он здоровее, моложе и с ним Элли будет безопаснее. Брат не то, что бы рвется куда-то из своей уютной коммуны, Элли устраивает истерику, Джоэл хлопает дверью. В общем, очень по-семейному получилось.
В итоге состав спасительной миссии остается прежним. Герои продолжают путь к «Цикадам», но вместо них натыкаются на мародеров и Джоэла ранят. Элли пытается его спасти. Дальше по сюжету целый эпизод выделен на то, чтобы раскрыть предысторию главной героини, а затем наступает время жуткого эпизода с общиной каннибалов, о котором мы еще поговорим.
Причем, сюжет последних серий сезона выстроен так, что Джоэл почти мертв, а один из финальных эпизодов начинается с того, что девочка теряет отца. Эта параллель, вероятно, была сделана отчасти для того, чтобы фандом проекта взвыл: «Да на что вы, черт, возьми, намекаете?»
Но всему свое время. Джоэл очухивается, бодренько начинает убивать одних, пытать других (очень мощно сыгранный эпизод), да и Элли искать еще силы остаются.
Что происходит в финале сезона?
Градации роли отца в жизни человека (от покинувшего до небесного) и пастор-педофил. В восьмом эпизоде появляется игровой Джоэл Трой Бейкер в роли мутного приспешника Джеймса, агрессивно настроенного к Элли. Может, в этом есть какая-то мрачная ирония? В общем, если поклонники игры ожидали, что игроджоэла представят как-нибудь поинтереснее (или хотя бы также значимо, как Эшли Джонсон), то простите за эту информацию. Зрители вне контекста The Last of Us, скорее всего, даже не заметят его, и похоже, что так и задумывалось.
Ну сами видите
В финале немного сместились акценты. В игре показано, как, убивая пастора, Элли теряет самоконтроль. Джоэл становится для нее неким сдерживающим фактором. Последним человеком, к которому она еще может прислушаться. В сериале он вообще не пытается остановить Элли. Даже не успевает. Но можно уловить параллель с тем, как он теряет самоконтроль в первом эпизоде, убивая охранника. В тот момент его тоже никто не останавливает.
Сам пастор Дэвид показан людоедом и педофилом. Изначальные характеристики не нарушены, конечно, просто из персонажа ушли полутона. Дэвид заставлял поверить в свою уникальность, избранность, путь, судьбу и все, что там манипуляторам внушать полагается. Он чудовище, но по возможности действовал тонко, определенно был харизматичным, как любой основатель культа. А в сериале в него верят уже слегка со скрипом, и в итоге все сводится к тому, что он мерзкий тип с фетишем на сопротивление.
Пастор в игре и сериале
В целом, этот фрагмент игры воссоздан практически идентично.
Последние эпизоды первого сезона во многом сконцентрированы на раскрытии Элли как будущей самостоятельной героини
В девятом эпизоде показано рождение Элли, потом события сериала переносятся в настоящее время. Главные герои продолжают путь в больницу, почти завершают миссию, а после этого Джоэл делает выбор за себя, за Элли и за все человечество.
Конец пути
И что все это значит?
Первый сезон The Last of Us выстроен очень грамотно для современного проекта. Да, он репрезентативен, максимально компромиссен, но старается делать все актуальные уступки без ущерба для общей истории. Серия про Билла и Фрэнка хорошо прописана, сыграна и снята. Все знают ответ на вопрос, для чего этот эпизод нужен в сериале, но даже сделанное «для галочки» сделано качественно. Другое дело, что он почти никак не влияет на сюжет, но с точки зрения исполнения к нему вопросов нет.
Впрочем, из-за времени, уделенному этой истории, меньше хронометража проекта осталось для раскрытия других персонажей. Например, Тесс. В игре она одна из главных героинь, а в сериале ее появление остается практически незамеченным. «Одни из нас» расширили сюжетную линию Сары для того, чтобы зрители успели ее запомнить и могли сопереживать трагедии Джоэла. Именно этого очень не хватило экранной Тесс.
Критику каста обсуждать, скорее, даже досадно. Педро Паскаля почти не шеймили, но Беллу Рамзи… А ведь она правда хорошо играет да и выглядит тоже очень мило, но аудитории это неважно, потому что обширный зрительский пласт хотел увидеть Элли совершенно другого типажа. Поэтому сейчас сложно представить, как будет строиться второй сезон. После выхода восьмой серии в сети, наконец, стали хвалить игру Беллы Рамзи и уровень хейта поутих, но общий фон неприятия никуда не делся. Это тревожно, ведь главная героиня должна хоть немного вызывать стремление сопереживать ей, особенно учитывая поступки, на которые Элли, судя по второй части игры, придется совершить.
Что уж там: в «Одни из нас» в принципе нет никого, кто играл бы плохо. Все, включая эпизодических актеров, справляются отлично. В проекте временами проскакивают нереалистичные моменты — если так вообще можно говорить о выдуманном мире. Местами их можно списать на художественные погрешности. Они не критичны. Например, почему все не болезненно худые в условиях экстремального выживания? Где Райли осветляла волосы? Что сказать. Порой нужен небольшой прыжок веры. Чересчур реалистичная картинка, скорее всего, была бы отталкивающей.
В сериале меньше экшена, больше диалогов, смещения акцентов истории в сторону тех или иных психологических аспектов. К концу сезона можно уже и забыть, кто такие кликеры. Не всем это может понравиться, особенно той части аудитории, которая пришла смотреть сериал после игры. Но так нам пытаются показать, что настоящие монстры — это не зараженные, а самые обычные люди.
Что будет во втором сезоне?
Крэйг Мэйзин говорит, что он не будет копировать The Last of Us: Part 2.
«Второй сезон будет другим. Также, как отличался и этот сезон. Порой изменения будут радикальными, а временами незначительными. Главное, сезон будет другим, самостоятельным произведением, не похожим на игру. Это будет продолжение сериала, которое Нил и я хотим сделать».
Почему стоит смотреть:
- Качественная адаптация игры
- Отличный каст
- Расширенные сюжетные линии
- Потрясающая музыка
Что портит удовольствие:
- Склонность проекта к компромиссным решениям
Итог
Не стоит ждать от сериала невозможного, но в целом «Одни из нас» — пример качественного современного телевизионного проекта. Он опирается на оригинальную игру, но при этом остается самобытным. Причем в достаточной степени, а не до такой, чтобы перед названием сериала захотелось написать «по мотивам». Создатели шоу попытались соблюсти идеальный баланс, чтобы уравновесить аудиторию проходивших The Last of Us с теми, кто никогда не играл, чтобы сделать проект интересным для одних и понятным для других. Пока все получается. А если кому-то кажется иначе, остается лишь вспомнить главный посыл второй части — умение прощать, несмотря ни на что.