История PlayStation 2. Как Sony разгромила всех конкурентов и задала недостижимую планку в консольной индустрии
Оглавление Развернуть Погоня за вторым золотом Низкий старт и спасительная «Матрица» Тотальная доминация Недостижимая планка
На прошлый юбилей PlayStation мы рассказывали о том, как техно-самурай Кэн Кутараги с командой визионеров создали в 90-х оригинальную приставку, ворвавшуюся на консольный рынок и разбившую в пух и прах его извечных лидеров. Спустя пять лет, к 30-летию консолей от Sony самое время вспомнить о том, как те же ребята попытались прыгнуть выше головы и побили не только всех конкурентов, но и свои прошлые достижения. Хотя поначалу балансировали на грани тотального провала. Это история недостижимого успеха самой продаваемой консоли всех времен — неповторимой PlayStation 2.
Погоня за вторым золотом
Содержание статьи:
История создания PlayStation 2 до сих пор во многом покрыта мраком. Вплоть до официальной презентации консоли на рубеже веков Sony тщательно скрывала все подробности разработки — в эпоху до повсеместного распространения широкополосного доступа в Интернет и появления игрожуров-расследователей это было сделать куда проще. Впрочем, по слухам, отец PlayStation Кэн Кутараги принялся за создание PS2 уже в 1994 году, сразу после релиза первой PlayStation. В Sony хорошо понимали, какого шума наделала ее серая коробка, и как непросто будет повторить такой успех во второй раз. Над командой PlayStation довлел страх «проклятья второй консоли».
«С самого запуска PS1 я принялся думать о том, что бы такое могло обеспечить нам победу и о втором раунде с PS2. Nintendo и SEGA никогда не побеждали в двух консольных поколениях подряд. У нас стало принято говорить, что это все равно, что выиграть золотые медали на двух Олимпиадах подряд — практически невозможно. Поэтому я решил сделать это своей личной целью. Это всегда сидело у меня в подкорке: если PlayStation суждено быть успешной в будущем, нам необходимо доказать это, повторив или превзойдя собственный успех», — вспоминал президент европейского офиса PlyStation Крис Диринг в интервью Eurogamer.
Кэн Кутараги никогда не был особо публичным человеком, но его роль в судьбе PlayStation понимали все. До той степени, что журнал Time включал его в сотню самых влиятельных людей мира
Пока Sega мучилась со своими так и не взлетевшими «Нептунами» и «Сатурнами», а Microsoft еще не собиралась выходить на консольный рынок, главным конкурентом PlayStation виделась Nintendo. Учитывая чужой опыт консольных войн 80-х годов, Sony избрала генеральную стратегию PlayStation на будущее: не пытаться конкурировать за место под солнцем с большой N, а формировать свою, более взрослую, самостоятельную и платежеспособную фан-базу. Статистика указывала, что возраст среднего обладателя PS1 составлял около 17 лет — таргетировать новую приставку решили примерно на ту же аудиторию. Риторика представителей бренда тех времен часто сводилась к тому, что Nintendo предлагает прекрасную развлекательную продукцию, но в первую очередь для детей, а PlayStation — это консоль для всех.
«Мы рады появлению новых консолей на рынке. Но у нас с ними разные концепции. В Nintendo работают талантливые люди — у них есть ”Марио”, и все такое. Они отлично обслуживают юную аудиторию. А мы выпускаем прорывной контент и создаем собственный рынок», — говорил не слишком часто дающий интервью Кэн Кутараги в беседе с Guardian.
PlayStation 2 суждено было бороться сразу с тремя конкурентами
Главным эксклюзивом на страте продаж консоли планировалась Gran Turismo 3, позже получившая подзаголовок A-Spec. Выбор очевидный. Во-первых, это сиквел самой продаваемой игры для PlayStation, который должен был привлечь к новому продукту уже имеющуюся аудиторию. Да и жанр гонок как нельзя лучше подходил для демонстрации технологических новшеств. Во-вторых, дорогой, графонистый и «серьезный» автосимулятор с продвинутой физикой в качестве систем-селлера должен был подчеркнуть ставку Sony на более возрастную аудиторию.
Вторила такому выбору и рекламная кампания. Предварявшие запуск PS2 промо-ролики были совсем не похожи на традиционную рекламу игровых консолей, а казались серией странных и непонятных видеоарт-объектов. Для съемок одного из них даже привлекли знаменитого режиссера Дэвида Линча, который переживал расцвет популярности благодаря сериалу «Твин Пикс». К рекламе PlayStation мэтр независимого кинематографа подошел в фирменном сюрреалистическом стиле.
Безумная реклама PlayStation 2 от Дэвида Линча
PlayStation 2 была представлена миру на E3 1999 и получила отличную прессу. Посетители выставок были в восторге от графонистых техно-демок и дизайна консоли. Весной 2000-го года PS2 вышла на родном японском рынке, а осенью должна была штурмовать западные страны. Но несмотря на все приготовления, поначалу все пошло совсем не так, как планировали руководители Sony.
«Мы оказались чудовищно не готовы к столь быстрому переходу от PS1 к PS2. Мы понятия не имели, как в индустрии принято справляться с такими переходными периодами», — признался спустя годы бывший президент Sony Interactive Entertainment Сюхей Ёсида в интервью с GI.
Низкий старт и спасительная «Матрица»
Ключевым фактором успеха первой PlayStation была всесторонняя поддержка сторонних разработчиков — чего стоила только операция по переманиванию Squaresoft от Nintendo. И вот как раз с этим у PlayStation 2 поначалу возникли серьезные проблемы. С одной стороны, на бумаге Sony заручилась партнерством с целой россыпью именитых студий. С другой — сами эти студии, заполучив девкиты PS2, остались отнюдь не в восторге.
Техническая начинка PlayStation 2 впечатляла, но хитроумная и ни на что не похожая архитектура приставки затрудняла разработку игр. В числе критиков внутреннего устройства PS2 были создатель Resident Evil Синдзи Миками и автор серии Mega Man Кейдзи Инафунэ. Отдельно партнеров возмутил тот факт, что Sony не предоставляла им библиотеки для программирования игр, поэтому разработчикам приходилось создавать собственные. Возможности центрального процессора консоли Emotion Engine были впечатляющими, но воспользоваться всей его мощью поначалу было затруднительно. К тому же повышенные требования к технической составляющей замедляли разработку. Релизы стали заметно отставать от изначально запланированного графика.
Тот самый процессор Emotion Engine, который проклинали многие разработчики. Но это они еще Cell не видели!
В итоге даже к отодвинутому на полгода западному старту продаж PlayStation 2 ее библиотека исчислялась всего 29 играми и не впечатляла громкими именами. Из незнакомых широкой аудитории брендов выделялись разве что Tekken Tag Tournament, Unreal Tournament и сезонные спортсимы от EA, среди которых даже не было FIFA. Франшизы вроде Armored Core и Dynasty Warriors оставались нишевыми. А главной оригинальной разработкой был шутер TimeSplitters, который нынче вспоминают, скорее, на правах «забытого бриллианта». Релиз Gran Turismo 3, которую рекламировали на всех игровых выставках как главный систем-селлер, вообще переехал на 2001 год. Любителям гонок оставалось довольствоваться аркадами: не слишком богатой на контент Ridge Racer 5 и никому еще не известной Midnight Club от Rockstar.
При этом по части позиционирования PS2 среди своей аудитории Sony во многом преуспела. Дизайн консоли и по сей день выглядит выигрышно на фоне тогдашних конкурентов. Проверенный форм-фактор геймпада Dualshock практически не претерпел никаких изменений во второй версии. Карты памяти и геймпады от первой PlayStation были полностью совместимы с ее наследницей. Плюс к тому: обратная совместимость с огромной библиотекой игр для PS1 — важнейший прецедент в истории консолей. Ранее лишь одна приставка могла похвастаться полноценной обратной совместимостью с предшественницей — и то была не Sega и не Nintendo, а всеми забытая Atari 7800 из 1986 года. Геймеры получили важный довод в пользу апгрейда. Для них PS2 выглядела крутой, современной консолью, у которой все хорошо… за исключением самого главного — собственных игр. И все это с ритейловой ценой в 299 долларов — на сотню дороже вышедшей годом раньше и без того буксующей в продажах Sega Dreamcast. Никогда еще Кэн Кутараги не был так близок к провалу.
Дежурное напоминание о том, что мы могли бы жить в проклятом мире, где форм-фактор геймпада Dreamcast стал мировым стандартом
Спасение пришло откуда не ждали. Ну, или почти. Вместительные CD-носители стали весомым плюсом в копилку доминации PS1, позволяя вмещать на них качественные саундтреки и FMV-ролики, о чем Nintendo 64 с ее картриджами могла только мечтать. Вполне логично было продолжить эту тенденцию, предложив в качестве носителя для PS2 набирающие популярность DVD. Вместительный формат, вмещавший почти пять гигабайт информации был создан при непосредственном участии самой Sony и к началу нулевых активно вытеснял с рынка обычные компакт-диски. Разработчикам было где разгуляться. Но еще важнее оказался тот фактор, что DVD стали основным форматом для видео. Сейчас многим уже трудно представить, какой революцией были DVD для домашнего кино, ведь помимо качественной картинки они могли предложить еще и кучу дополнительных материалов, и разные аудиодорожки, и удобную навигацию. DVD-проигрыватели стали для многих желанной покупкой. А PlayStation 2 предлагала тот же функционал, причем по более доступной цене. Тут как нельзя на руку сыграл отработанный на примере PS1 ход продавать консоли себе в убыток. PlayStation 2 стали массово покупать как замену видеомагнитофону.
В самой Sony не сразу сообразили, что произошло. Виданое ли дело: консоли расходятся как горячие пирожки, хотя продажи игр явно оставляют желать лучшего. Как только до руководителей компании дошло, они мигом поменяли позиционирование PS2 на западном рынке, активно рекламируя именно возможность смотреть фильмы на DVD. За первый год с момента выпуска консоли удалось продать более десяти миллионов копий, обогнав показатели предшественницы примерно в два раза.
«DVD набирали популярность, но цена самих проигрывателей оставалась довольно высокой. И тут появляется PlayStation 2 с качественным DVD-приводом, но с гораздо более доступным ценником. Это и впрямь был головокружительный успех, с самого начала. PS2 расходилась безумными тиражами. Но на момент старта продаж в Японии самым популярным диском для нее был DVD с фильмом “Матрица”», — Сюхей Ёсида.
«Мы реально продвигали PS2 в Европе как DVD-проигрыватель наравне с ее игровыми возможностями. Разумеется, как только люди подключали ее к телеку, они начинали покупать наши игры. Но изначально они подключили ее к телеку, чтобы смотреть кино», — Крис Диринг.
В Японии PS2 даже получила отдельную версию с возможности записи видео на DVD. Особого успеха она не снискала
Не будет преувеличением сказать, что DVD буквально спасли PlayStation 2. Вскоре и разработчики стали понимать преимущества нового носителя. Та же EA отказалась от поддержки Dreamcast не из-за разницы в мощности — между прочим, консоль от Sega обладала вдвое большим объемом видеопамяти. А именно из-за превосходства DVD над тамошними дисками формата GD-ROM. Sega лишилась потока ежесезонных спортивных симуляторов и была вынуждена разрабатывать собственные — не выдерживающие никакой конкуренции. Сегодня вы едва ли вспомните даже их названия.
В итоге противостояние PlayStation 2 с Dreamcast обернулась для последней настолько безоговорочным разгромом, что он, кажется, навсегда выбил Sega из консольных войн. На дистанции эта победа стала лишь более очевидной. Главные эксклюзивы Dreamcast стремительно стали перебираться на платформу Sony. Уже в 2001-м на нее пожаловали безумная динамичная гонка Crazy Taxi и обновленная версия Resident Evil – Code: Veronica. К 2003-му году на PlayStation стали выходить игры про Соника, который исторически был маскотом консолей Sega. А в 2004-м Sega запустила на PS безумно успешную серию Yakuza, ныне известную как Like A Dragon. Это был нокаут, и Sega не стеснялась выбросить на ринг полотенце. Но Sony уже ждала новая битва: на 2001 год был запланирован выход более мощных по начинке GameCube и Xbox.
Не можешь бороться — возглавь. Не можешь возглавить — покорись
Тотальная доминация
Главным преимуществом на фоне приближающихся конкурентов для PlayStation 2 стал практически годовой гандикап во времени. Сказать, что Sony с партнерами провели это время с пользой — ничего сказать. Сложности с разработкой понемногу удалось преодолеть, и к 2001 году библиотека консоли пополнилась именно теми играми, ради которых покупают приставки. На славу отработали как внутренние, так и сторонние студии. Metal Gear Solid 2, Gran Turismo 3, Silent Hill 2, Final Fantasy 10, Devil May Cry, Ace Combat 04, Twisted Metal: Black, Tony Hawk’s Pro Skater 3, Max Payne… И это все — лишь за год с небольшим!
Каждой игре из этого перечня можно было бы посвятить отдельную статью. Но если и выделять какой-то один релиз, ставший поистине поворотным в первые годы существования PlayStation 2, то это безусловно должна быть Grand Theft Auto 3. Игра, ставшая краеугольным камнем в фундаменте империи Rockstar и перевернувшая представление не только о дизайне виртуальных миров, но и о возможностях игровых консолей. За ней, конечно, последовали куда более проработанные и любимые в народе Vice City и San Andreas. Последняя и вовсе осталась самой продаваемой игрой на консоли. Но революцией стала именно GTA 3 — не во всем удобная, местами неказистая, отчасти подзабытая, но безоговорочно прорывная. Никто из конкурентов и близко не мог предложить ничего подобного.
«3D-трилогия» сделала Grand Theft Auto такой, какой мы ее знем
Важно отметить, что и GameCube, и Xbox ни в чем не уступали техническим характеристикам PS2, а местами были и мощнее. Естественно, их возможности привлекали именитых разработчиков, стремящихся выпустить лучшие версии своих проектов. Тут примечателен пример уже упомянутого Синдзи Миками, который достиг успеха с серией Resident Evil на PS1, но в новом поколении консолей изначально всеми руками топил за GameCube. Он божился, что Resident Evil 4 останется эксклюзивом «коробки» и даже говорил, что совершит ритуальное самоубийство, если новый «резидент» выйдет на PS2.
Рыночек порешал. В руководстве Capcom смекнули, что выход игры на консоли Sony принесет баснословные прибыли, даже если графику придется ухудшить. И не просчитались: продажи Resident Evil 4 на PS ощутимо превзошли результаты на GameCube. Сам Миками ничего не мог поделать и годами отказывался обсуждать эту тему. Отдельно забавно в этом свете вспоминать анонсированную им чуть ранее пятерку авторских эксклюзивов для GameCube. Ее судьба почти анекдотична: одну игру отменили, две с треском провалились, а оставшиеся две — Resident Evil 4 и Killer7 — к радости геймеров портировали на PS2.
Для портирования Resident Evil 4 на PS2 приходилось резать по живому. Особенно пострадало качество звука и роликов
Тем временем, сама Sony в борьбе с новыми конкурентами продемонстрировала внушительное умение приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка. Одной из главных фишек на релизе Xbox была поддержка онлайн-игр. С оглядкой на рубящихся в Halo биллибоев, Sony с 2003 года начинает комплектовать все новые модели PS2 широкополосным модемом и со временем получает свои онлайн-хиты: Final Fantasy 11, Monster Hunter, Killzone и Phantasy Star Universe. Выживает самый приспособленный! Итог консольной войны был предрешен: даже суммарные продажи GameCube и Xbox втрое уступили показателям PlayStation 2.
Недостижимая планка
И даже с учетом всех вышеперечисленных факторов, успех PS2 выглядит феноменальным. Выйдя в условиях жесточайшей конкуренции, не обладая самым топовым железом и столкнувшись с жесточайшими трудностями на старте, она выдала такие показатели, которые до сих пор никто не может превзойти. 155 миллионов проданных юнитов. Более 4000 игр. Растянувшийся почти на полтора десятилетия жизненный цикл. Официальная поддержка консоли прекратилась лишь в 2013-м — а это, на секундочку, год релиза PlayStation 4. Последними играми для нее стали вышедшие осенью 2013 года Pro Evolution Soccer 2014 и FIFA 14. А сервисные услуги и вовсе предлагались пользователям PS2 до 2018 года. В истории игровых консолей PlayStation 2 вправе считаться поистине бессмертной. Как это вообще было возможно?
Семейство в сборе. Угадаете главного долгожителя?
Из всей совокупности сложившихся факторов хочется выделить два. Первый — уровень игровых технологий, сделавший по мнению многих исследований, последний действительно значимый скачок. Трехмерные игры перестали быть новинкой, и стали стандартом. Разработчики стали меньше бороться с технологиями и уделять больше внимания тому, что по-настоящему важно: дизайну, повествованию, постановке, продуманным механикам. Как итог, многие игры для PS2 смотрятся более-менее актуально и сегодня, особенно если подтянуть графику с помощью эмулятора. Недаром их постоянно переиздают на современных платформах.
Та же Final Fantasy 12 выглядит на эмуляторе немногим хуже официального ремастера
Второй — это, конечно, сами игры. Нельзя не отметить прозорливость Sony в управлении внутренними студиями — на протяжении всей жизни PS2 она умело балансировала между развитием уже устоявшихся брендов и созданием оригинальных IP. Фанаты получали новые части Gran Turismo, Twisted Metal и Syphon Filter, а свежие франшизы, вроде Jax & Dexter, Ratchet & Clank, Killzone и God of War завоевывали все новую аудиторию. Но одними first-party релизами, как показывает практика, геймеры сыты не будут. Едва ли PS2 стала столь популярна, если бы не монструозный каталог сторонних проектов.
Продолжая политику продвижения первой PlayStation, Sony навела мосты с крупнейшими издателями, постоянно снабжавшими PS2 топовыми релизами из уже нашумевших франшиз и оригинальными разработками. Tekken и Ace Combat от Namco. Call of Duty и Tony Hawk’s Pro Skater от Activision. Metal Gear Solid и Silent Hill от Konami. Resident Evil и Devil May Cry от Capcom. Need for Speed, Medal of Honor и туча спортивных симуляторов от EA. Final Fantasy и Kingdom Hearts от Square. Все это — хитовые по сей день бренды. И общеспризнано лучшие части многих из них вышли именно на PlayStation 2.
Игорь не тонет
Ну и нельзя не сказать пару слов об успехе второй «плойки» на нашем родном, российском рынке, где она практически не знала конкуренции. История PS2 в России и странах ближнего зарубежья — последний выдох золотой эпохи пиратства, разгулявшегося на развалах СССР еще в 90-е. У нас почти невозможно было встретить не «прошитую» PS2 — благо взломать ее мог любой студент-технарь. Пиратские диски в дешевых коробках с порой криво распечатанными на принтере обложками продавались почти в каждом компьютерном магазине, не говоря уже о доживающем свой век в нулевые феномене радиорынков. А обладатели DVD-приводов и широкополосного доступа в интернет и вовсе могли вволю «прожигать» любые игры на каких-нибудь болванках от Verbatim.
Болванки расписывали маркерами кто во что горазд
PS2 была для нас последней поистине «народной» домашней консолью с доступными практически каждому играми. Обломком романтического и безвозвратно утерянного времени, когда обмен дисками был формой коммуникации, а возможность заценить новую игру — поводом для визита в гости. Времена меняются, прошлого не воротишь. Но для любого, кто застал PlayStation 2 в период ее расцвета, воспоминания о ней остаются бесценными. Поделитесь ими в комментариях!