Обзор Blood West. System Shock на Диком Западе в духе ужасов Лавкрафта
Оглавление Развернуть Нетипичный вестерн Очень жуткий запад Только оружие меня понимает Скрытное прохождение Сам себе режиссер
Самый известный проект студии Hyperstrange — Postal: Brain Damaged. Разработчики смогли перенести абсурдные приключения знаменитого Чувака в плоскость ретро-шутеров, где реакция стала залогом успеха. Однако совершенно другой вектор приобрела Blood West — история о человеке, который ищет способ снять проклятие в альтернативной истории Дикого Запада, где воедино слились ужасы Лавкрафта, стелс Thief и иммерсивность System Shock.
Нетипичный вестерн
Содержание статьи:
Начало прохождения встречает игроков красочной заставкой. Шаман остался единственным выжившим из всего племени индейцев, а местные земли поглотили проклятие и вечная ночь. Люди были настолько жадны, похотливы и жестоки, что стали превращаться в обезображенных мутантов с разорванными грудными клетками и распухшими конечностями. Исправить все это должен главный герой, которого шаман воскресил с помощью особого ритуала.
Катсцены в Blood West радуют красочной графикой
Дальнейшие похождения нашего ковбоя описывать смысла нет — самым частым собеседником станет ритуальный череп, который поможет уничтожить найденные проклятые артефакты. Он же даст подсказки для поисков новых целей, в ходе которых удастся встретить несколько более-менее адекватных людей, включая красотку в маске. Главного героя, кстати, озвучил Стивен Рассел, чей голос можно услышать в Thief, Prey, Fallout 4 и других играх.
Немногие собеседники, если не считать оживших мертвецов и голодных до плоти мутантов
Ковбой будет отпускать шуточки в духе «дружеский совет — не вставай» и комментировать происходящее. По духу это похоже на Blood, но еще больше сходства с шутерами ушедших времен придает окружение с пиксельной стилистикой и малым числом полигонов. Похожую стилизацию можно увидеть и в ремейке System Shock, поэтому Blood West можно похвалить за шикарную атмосферу.
Очень жуткий запад
По своей структуре задания не балуют разнообразием и делятся на три главы. Чаще всего игрокам придется таскаться по злачным местам в поисках золотых артефактов. За каждым из них стоит какая-то история: из величественного кубка пил человеческую кровь безумный сектант, а искусный кинжал после череды убийств использовался для ритуального суицида. Насилия и каннибализма в Blood West действительно много, а иногда человеческие останки можно встретить прямо в тарелках посреди заброшенных домов: чумные твари пируют за кадром.
Лишь парочка артефактов — проклятое золото приносило несчастье своим владельцам
Разнообразие вносит подбор локаций. На каждой из трех карт, которые открываются постепенно по сюжету, есть несколько ключевых точек и необязательные места для наполнения мира. Сам он небольшой и пробегается из одного конца в другой буквально за несколько минут, зато на каждом шагу встречается какая-то постройка или интересное место. Игроки посетят заброшенные города и форты, разрушенные фермы, пещеры и шахты, оскверненные церкви и многое другое. Каждая из локаций пестрит декором, а иногда рассказывает и свою историю. Например, под фермой находится настоящая пыточная и импровизированная тюрьма, где душегубы вдоволь издевались над жертвами.
Локации балуют проработкой мелких деталей
Нелинейность есть лишь в нескольких заданиях и чаще всего складывается из того, прислушался ли игрок к расплывчатым подсказкам говорящего черепа. Зато проявить смекалку можно в проникновении на локации и в сражениях. В одно и то же место зачастую ведет несколько путей: очевидный и некоторые секретные, которые можно найти при изучении округи. Доскональный обыск окружения позволит собрать больше полезных ресурсов или даже избежать стычек с врагами. А принимать в них участие, учитывая местную специфику смертей, совсем не хочется.
Только оружие меня понимает
На каждой из трех глав игроки будут встречать некоторых уникальных врагов, но в целом описать армию оживших мертвецов и мутантов можно довольно коротко. Есть как глупые зомби, которые прыгают на героя с кулаками или размахивают киркой, так и умные по местным меркам стрелки: так называемые ловкие «летуны» или куртизанки с дробовиками. У последних есть интересная особенность. Помимо чрезмерного самомнения, сквозящего из их реплик, они обладают режимом ярости и начинают усиленно атаковать, если сбить их маски — тогда все физические уродства вылезают наружу.
Некоторые уродцы и то, что с ними надо делать
В конце каждой главы ждет босс. В них нет ничего уникального, но сделано все со вкусом. В боях игроки не будут просто выстреливать весь запас свинца: где-то надо совершить ритуал и поджечь костры, а где-то разобраться с мелкими приспешниками и выстрелить в слабые точки. Сражения не запоминаются, но вносят разнообразие в привычные перестрелки, а сам внешний вид боссов соответствует общей стилистике Blood West и навевает мысли о творчестве мастера ужасов Говарда Лавкрафта.
Спойлер абсолютно не страшный — первый босс в кровавом водоеме. Остальные чуть поинтереснее и… подвижнее
В начале прохождения умирать придется часто: ресурсы от этого не теряются, но часть умерших врагов вновь оживает, что напоминает Dark Souls. Возможности «сейвскамить» нет, поэтому разработчики предусмотрели интересные наказания за частые смерти — каждые три воскрешения главный герой будет получать проклятия. Они бывают разные, но чаще всего понижают характеристики, такие как здоровье и выносливость, или уменьшают объем получаемого опыта.
Конечно, проклятия можно снять у нашего знакомого черепа, но просто так он делать это не будет и предложит выполнить небольшое задание. Например, собрать ресурс у определенного врага или убить определенное число противников вытрелами в голову. Для снятия проклятий есть и особые зелья, но сперва их надо найти или купить. Также ковбой волен заплатить черепу золотой монетой — тот вознаградит каким-нибудь бонусом на выбор, который будет действовать вплоть до очередной смерти.
Скрытное прохождение
Сами разработчики позиционируют Blood West в качестве стелс-шутера. Однако необходимость в скрытности отпала уже спустя несколько часов, когда карманы были набиты патронами, а в снаряжении были интересные артефакты. У врагов есть слух и зрение, а отвлекать их можно броском камня. Специально для скрытного прохождения во многих местах предусмотрены боковые туннели и прочие лазейки, поэтому иногда к врагам можно зайти в спину и нанести критический удар.
Мимо духов и монстров можно прокрасться, либо начать бой или просто пробежать за артефактом — патронов у меня было мало, поэтому выбор пал на третий вариант
Но именно стелс оказался самой скучной частью столь интересной и необычной игры. Враги достаточно глупые, а ожидание, когда монстры подойдут куда надо или сбегутся на звуки упавшего камня, отнимает слишком много времени. Поэтому большинство из артефактов и навыков, которые помогут в скрытности, оказываются бесполезными — гораздо проще «порешать» всех в перестрелке, либо отыскать дальнобойную винтовку и прострелить вражеские черепа с безопасного расстояния.
Сам себе режиссер
Стать гораздо более эффективным бойцом поможет правильный подбор снаряжения и навыков. Последние можно получать при повышении уровня — опыт дается за убийства и прохождение заданий. Ничем особенным навыки не выделяются: можно повысить здоровье и выносливость, наносить больший урон или точнее стрелять. Но вкупе с разнообразием артефактов и оружия с разными способностями можно собрать уникальный набор навыков под себя.
Навыки. Все прокачать, конечно, получится, но затратить на это придется немерено времени
И в этом плане разработчики очень хорошо постарались. Какие-то артефакты можно получить в дополнительных миссиях или по ходу сюжета, другие же спрятаны в укромных местах или ожидают в карманах (или во внутренностях) очередного монстра. Часть из них просто повышает характеристики, другие же могут кардинально поменять стиль игры и внести изменения в привычный баланс. Например, часы замораживают игровой процесс, пока игрок находится в инвентаре (да, без них нельзя посреди боя открыть инвентарь и передохнуть), а сердце вендиго медленно лечит героя взамен на сниженное максимальное здоровье.
Тот самый вендиго, благодаря сердцу которого можно восстанавливать здоровье. В смутные времена без аптечек я по десять минут стоял и ждал, пока оно полностью вылечит героя
Это работает вкупе и с оружием. Моя любимая связка — артефакт в виде ковбойской шляпы и особый револьвер. Первая восстанавливает здоровье при попадании в голову, а револьвер дает по пять долларов за каждый такой выстрел. Аналогичным образом можно использовать артефакт на лечение и лук с бесконечными стрелами, который отнимает очки здоровья за каждый выстрел. И таких интересных сборок очень много, что обеспечивает широкий простор для тактики и реиграбельности.
Геймплейный трейлер Blood West
Ради чего стоит играть:
- Интересная ретро-стилистика, мотивы Лавкрафта и жанр Weird West
- Широкий простор для создания уникальной сборки снаряжения
- Игровой процесс, который не ведет за ручку и заставляет продумывать дальнейшие шаги
- Отсутствие «сейвскама»
Что портит удовольствие:
- Механики скрытности
- Незапоминающиеся битвы с боссами
- Простенькая «вестерн-музыка» для фона
Итог
Blood West стала удивительным откровением, которое пополнило список качественных релизов конца 2023 года. Разработчики смогли перенести формулу культовой System Shock в своеобразный, но интересный жанр Weird West, а также создать небольшой, но самобытный и жуткий мир. Его хочется изучить не сколько в погоне за наживой и ценными ресурсами, сколько из-за желания подольше остаться в шкуре одинокого ковбоя, который противостоит армии нечисти. Эта стилистика вкупе с разнообразием снаряжения сделали новое творение Hyperstrange обязательным к прохождению всем любителям иммерсивных симуляторов.