VerVil.ru
Всё про игры.

Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

0 32


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Оглавление Развернуть Ubisoft вам запрещает The Crew Ограбление по стелсу Цифровая смерть или жизнь под пиратским флагом Что делать?

Скажем откровенно: мы живем не в лучшую для нашего хобби эпоху. Никого в последние годы уже не удивляют недоделанные релизы, откровенный обман со стороны издателей, тонны DLC, микротранзакций, лутбоксов и прочие антипотребительские практики. Как будто этого мало, индустрия еще и переживает один из самых масштабных кризисов в истории. И будет хуже. За вереницей этих испытаний нас, судя по всему, ждет еще и своеобразный финальный босс. Который в традициях финальных боссов угрожает уничтожить наш мир. По крайней мере мир видеоигр таким, каким мы его знаем. Вы еще не в ярости? Тогда позвольте для начала рассказать вам об одной игре, которую мало бы кто вспоминал, если бы в дело не вмешалась известная компания жуликов из далекой Франции.

Ubisoft вам запрещает The Crew

The Crew была не слишком примечательной игрой. Вышедшая 10 лет назад аркадная гонка стала этакой попыткой Ubisoft сделать «Need For Speed у нас дома», пока сама NFS переживала не лучшие годы. Не самой стыдной, надо признать. Я впервые прошел ее минувшей зимой и был приятно удивлен. В ней неплохая по аркадным меркам модель езды (если отключить системы помощи), увлекательная система прогрессии, симпатичный открытый мир и предсказуемо дурацкий сюжет. У нее едва ли был шанс стать для кого-то любимой игрой, меняющей представление о жанре. Скорее, это такой не обремененный смысловыми нагрузками фан, который приятно записывать в «постыдные удовольствия». Но теперь даже эта участь ей не светит. 31 марта 2024 года The Crew — нет, не умерла. Была убита.

Убийца не прячется в тенях и не стыдится своего грязного дела. Тем более, что убийство было публично анонсировано заранее. В декабре прошлого года Ubisoft сняла The Crew с продажи и объявила о скором отключении серверов навсегда. «Мы очень гордимся этим проектом! Кстати, покупайте сиквел!» И в случае этой игры отключение серверов означает не только невозможность зайти в мультиплеер, а невозможность играть вовсе. Преимущественно синглплеерный опыт стал недоступен. Более двух миллионов игроков, честно отдавших за The Crew свои деньги, больше не смогут ее запустить. Кто-то из них, вероятно, даже премиальное издание купил. И вам может быть плевать на этих игроков. Вам может быть плевать на The Crew — это легко можно понять. Но наплевать на этот пугающий прецедент — все равно что своими руками копать могилу любимому медиа.


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Помянем

Для тех, кто не привык пролистывать на автомате пользовательские соглашения и прочие надписи мелким шрифтом, в общем-то, давно не секрет, что купленные нами игры не вполне нам принадлежат. Будь то Steam, консольные магазины, а подчас и физический копии игр, чаще всего речь идет о покупке не игры, а лишь лицензии на ее установку и использование. Это сложившиеся годами правила рынка, которые вряд ли изменятся. Но раньше их по крайней мере не эксплуатировали в своих интересах настолько подло и открыто. Самые прожженные циники годами шутили о то, что Лорд Габен просто дает нам игры напрокат. Сегодня эти шутки стали жестокой реальностью.

Впрочем, сегодня ли? История The Crew стала лишь самой громкой из вереницы подобных случаев, заставившей многих впервые задуматься о том, что завтра могут прийти и за его играми. Просто раньше эта тенденция чаще всего затрагивала еще более нишевые и известные релизы. Что уж там, пресловутую Ubisoft не первый раз ловят на подобном. В июне 2021 года ролевая игра Might & Magic 10 внезапно стала недоступна все покупателям. Причина? Ubisoft просрочила продление лицензии на систему DRM. На решение этой невероятно сложной проблемы у нее ушло более трех месяцев. Но, в конечном счете, обошлось. На тот раз.


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Отдельно стоило бы рассказать о преступлениях Ubisoft в отношении спин-оффа Might & Magic — народно любимых «Героев». Но это как-нибудь в другой раз

Эти примеры — лишь тень куда более масштабной проблемы. Игры умирают. Игры убивают. Специалисты по видеоигровой истории и энтузиасты, следящие за сохранением наследия индустрии, годами били во все колокола, но их никто не слышал. Согласно недавнему исследованию, из всех игры, вышедших ранее 2013 года, нам доступны лишь 13%. Почти девять из десяти старых игр безвозвратно утеряны. И их число растет с каждым годом. Известный портал Kotaku с определенного момента стал каждый год вести перечень именитых релизов, которые становятся недоступны игрокам. В 2022 году их было 14. В 2023-м — уже 60. Многие среди них были не каким-то явным фритуплейным мусором, а платными релизами, преподносившимися как премиальные. Помните Babylon’s Fall? А LawBreakers? И это — все еще лишь капля в море.

Ограбление по стелсу

Не все издатели придерживаются в убийстве видеоигр единого modus operandi. Банальное отключение серверов и снятие с продаж — не единственный способ. А иногда преступление и вовсе можно замаскировать под добродетель. Еще и подзаработать в процессе. Тут хочется выделить истории сразу двух огромных компаний, имена которых известны далеко за пределами игрового сообщества.

В 2024 году некоторым приходится об этом напоминать, но разошедшаяся тиражом в 50 миллионов копий Overwatch вообще-то была платной игрой. Этой игры с конкретными правилами, метой, устаканившейся внутренней экономикой и привчным контентом больше не существует. Сколько бы Blizzard ни говорила об Overwatch 2 как о прямой наследнице первой части, это другая игра. Условно-бесплатная. С другими правилами. Метой. Персонажами. И абсолютно ублюдочной системой монетизации, завязанной на регулярных боевых пропусках. Прикрыв сервера оригинальной Overwatch, Blizzard буквально отобрала купленный товар у миллионов игроков. И что самое ужасное, многие из них проглотили это как данность. Сиквел, конечно, получает свои шквалы критики и ревью-бомбинга. Но конкретно об этой афере вспоминают все реже.


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Кстати, как там поживает синглплеер, ради которого сиквел якобы и делался?

А еще ведь была феерическая история Warcraft 3: Reforged. Недоремастер, недоремейк… Недоразумение, одним словом. Которое можно было бы записать в долгий список провальных попыток обновить классику, если бы не одно но. Blizzard сделала все, чтобы Reforged полностью заменила оригинал. Cтарые версии игры не только были сняты с продаж, но стали недоступными для многопользовательской игры, что по меркам жанра RTS — смерть. Даже физические копии Warcraft 3 и Frozen Throne превратились в черепки. Теперь Reforged — это лицо, витрина легендарной франшизы, нравится это вам или нет.

Похожий фортель пыталась исполнить и Rockstar со своей Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition. Но там фанатам хотя бы удалось отстоять возвращение на прилавки оригинальных игр — GTA 3, Vice City и San Andreas снова доступны в магазинах. Правда, и их назвать полноценными язык не повернется, пусть они и намного лучше «дегенеративных версий». Ведь как-то раз на очередную юбилейную дату Rockstar преподнесла фанатам подарочек. Вырезала из старых GTA кучу культовых и эмблематичных для франшизы песен. В том числе и большую часть ротации легендарного Vladivostok FM из GTA 4. Ну не может такая бедная компания позволить себе продлить лицензии на использование этих треков, ну поймите же вы. Этот пример чуть меркнет на фоне откровенного убийства игр. Тем более, что саундтреки хотя бы можно вернуть сторонними средствами. Но факт остается фактом: Rockstar продает уже не те Grand Theft Auto.


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Никого не жалко, никого…

Цифровая смерть или жизнь под пиратским флагом

Знаете, раз уж у нас сегодня такой откровенный разговор, признаюсь вам в одном грешке. Я обожаю Nintendo 3DS. С детства любил портативки и гиммики в элементах управления. А тут и два экрана, и стереоскопический эффект, и гироспоп, и микрофон, и камера, и уникальные социальные функции. В общем, кайф. Поэтому свою 3DS’ку я даже не взламывал и исправно покупал картриджи по откровенно завышенным ценам. Не могу сказать, что жалею. Ее поначалу скромная библиотека с годами пополнилась хитами на любой вкус: платформерами, экшенами, ритм-играми и, конечно же, RPG. Самой любимой из них для меня стала мрачная Shin Megami Tensei 4. Эксклюзив платформы и достойное продолжение культовой серии от Atlus. Беда только в одном. Я честно купил 3DS. Я честно купил свою копию Shin Megami Tensei 4. Но поиграть в нее легально в 2024 году я уже не могу.

В марте прошлого года Nintendo навсегда закрыла онлайн-магазины 3DS и Wii U, лишив игроков доступа к сотням игр, многие из которых были доступны только в цифровом формате. Shin Megami Tensei 4 выходила на физических носителях в США и Японии, а вот до Европы добралась только через проклятый eShop. И что мне делать, если я хочу поиграть в одну из своих любимых игр на любимой платформе? Покупать с рук лицензионный картридж из другого региона? Да ведь и это не поможет — Nintendo ввела на 3DS так называемый region lock, который не позволяет играть в купленные за океаном игры. Видимо, чтобы бороться с рынком вторичной продажи, ведь он наносит этой несчастной компании столько вреда. На DS, кстати, такой проблемы еще не было. Так какие варианты у меня остаются, кроме как поднять парус с «Веселым Роджером»? И стоит ли объяснять, почему я не стал покупать Nintendo Switch, а со временем почти полностью перешел на ПК?


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Увы, эта картинка — лишь первоапрельский фейк

Логически легко понять, что с точки зрения гигантской корпорации закрытие сервисов на уходящей в прошлое консоли — разумный шаг. В какой-то момент поддерживать их становится просто нерентабельно. Так делают все — и Microsoft, и Sony. Правда, последняя все еще позволяет загружать купленные игры на PS3. По сравнению с другими примерами это еще куда ни шло. А за пределами влияния ключевых игроков рынка творятся совсем уж адские истории, вроде Google Stadia. И нет — ни обратная совместимость, ни физические копии игр не становятся решением. Последние вообще, кажется, стремительно вымирают. И все чаще представляют собой пустую коробку с кодом на активацию. Единственный способ выжить для застрявших на своей платформе цифровых эксклюзивов — если кто-то их скачает и сделает играбельными на современном железе. Издатели этим заниматься, как правило, не хотят. Остается активно преследуемая этими издателями морская братия.

Сколько ни осуждай пиратство, парадоксальным образом оно становится спасительным для игр, на которые правообладателям оказывается наплевать. И так было уже многие годы. «Большая часть истории видеоигр, которая дошла до нас в целости и сохранности, уцелела благодаря возможности пиратить старые игры», — признается глава Фонда видеоигровой истории Фрэнк Сифальди. Те, кто разрабатывает эмуляторы, воссоздает оригинальный код классических игр, дампит ромы, оцифровывает диски и модифицирует игры под современное железо, делают для сохранения видеоигрового наследия куда больше компаний, которые лишь кричат о том, как для них важно сохранять свой культурный код. Относитесь к этому как хотите. 


                    Ваши игры в опасности. Как Ubisoft, Rockstar, Blizzard и другие издатели пытаются вымарать наследие индустрии

Сегодня Nintendo активно преследует создателей эмуляторов Switch, а где завтра окажутся ее экслюзивы?

Что делать?

С тем, кто виноват в происходящем, кажется, все ясно. Пора обратиться к другому вечному вопросу. Как остановить смерть игр? В глобальном смысле — конечно, никак. Время показало, что возможность цифрового воспроизведения предметов культуры не спасло их от риска безвестной гибели. Слишком многими игры до сих пор воспринимаются как продукт своего времени и сиюминутное развлечение, а не как культурный артефакт, заслуживающий места в истории и изучения. Но это не значит, что стоит закрыть глаза и пустить все на самотек. Индустрия не изменится волшебным образом — ей это просто невыгодно. Даже банальный порт старой игры на новую платформу — затратное дело. Как сформулировал все тот же Фрэнк Сифальди, «компании не против идеи сохранения видеоигр — они против идеи потерять свои доходы».

Кто-то уже пытается бороться. Убийство The Crew стало для сообщества тревожным звоночком, взбудоражившим далеко не только любителей виртуальных гонок. Прямо сейчас сразу несколько популярных блогеров организуют аудиторию на то, чтобы всеми доступными средствами противодействовать политике Ubisoft. Писать письма в местные государственные органы регулирования, европейскую торговую комиссию, задалбывать поддержку самой Ubisoft, требовать рефандов. Последнее, кстати, как показала практика, иногда срабатывает. Приведет ли это хоть к каким-то изменениям? Я лично настроен скептически, но готов признать — это все еще лучше, чем молчать. Первый шаг к решению проблемы — признать ее существование. А в серьезности нависшей над нашим сообществом проблемы сомневаться не приходится.

Считайте это заключение своего рода манифестом. Я призываю каждого неравнодушного к играм читателя открыто обсуждать и осуждать убийство видеоигр. Поддерживать тех, кто заботится об их сохранении. Не забывать и не прощать тех, кто уничтожает наше любимое медиа. И использовать все легальные средства борьбы, если вас пытаются обокрасть. Иначе завтра на месте вашей библиотеки игр могут оказаться дымящиеся головешки. Я спрошу снова: вы еще не в ярости? А пора бы.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии