Очередная афера Sony. Обзор PlayStation VR 2 спустя год
Оглавление Развернуть Опыт эксплуатации Как там с эксклюзивами? Отсутствие базы и помощь Цукерберга
Новому VR-шлему Sony в минувшем феврале исполнился год. Это серьезный срок, за который оригинальный PSVR успел обрасти играми, а у консолей формировалась неплохая библиотека эксклюзивов и появлялся четкий график релизов на будущее. Рассказываем, произошло ли то же самое с PlayStation VR 2, какие нюансы всплыли после длительного использования и стоит ли вообще задумываться о том, чтобы приобретать его сейчас.
Опыт эксплуатации
Содержание статьи:
Давайте не будем в очередной раз говорить о том, сколько у PSVR 2 камер, какие датчики встроены в контроллеры и почему адаптивные курки и продвинутая вибрация — крутые. Вместо этого сосредоточимся на том опыте, который шлем смог мне подарить за почти год сравнительно активного использования.
PSVR 2 стал моей первой VR-гарнитурой. И, в отрыве от финансовой стороны, это довольно неплохое решение, особенно если у вас уже есть PS5. В отличие от VR на ПК, устройство подключается до безумия легко — один провод USB Type-C втыкается во фронтальную панель. После этого следует первичная настройка и удивление тому, насколько хорошо адаптировано меню консоли под виртуальную реальность. Правда, на простоте подключения плюсы проводов заканчиваются.
Комплект поставки скромный, но в нем есть все необходимое. Даже комплектные наушники вполне пригодны — удобно вставляются в шлем и выдают неплохой звук
Откровенно говоря, шнуры стали одним из основных раздражающих факторов во втором шлеме Sony. Основной кабель хоть и пятиметровый, но все равно болтается под ногами, хлещет по спине и как будто сам лезет в пасть к домашним животным. Несмотря на то, что общедоступный его конец состоит из обычного Type-C, заменить его довольно проблематично, особенно в России — внутри самого шлема он раздваивается и подключается к проприетарным разъемам.
Отдельная боль — хранение девайса. Если вам не нужно выкладывать в соцсетях фото запыленного шлема с ехидным комментарием, то держать его имеет смысл в коробке — она изначально для этого проектировалась. Но вот упомянутый провод достаточно жесткий, чтобы за несколько дней лежания загнуться и сохранить изогнутую форму, что приведет к появлению заломов. При наматывании об руку у меня неизменно получалась кривая петля, поэтому в итоге для того, чтобы красиво свернуть провод, приходится использовать банку из-под солений.
Про банку я не шутил — никак иначе нормально скрутить провод не получалось
Также проводами бесят контроллеры, которые работают до трех часов и требуют подзарядки. В комплекте со шлемом идет лишь один провод, поэтому устройства (сама Sony называет их «контроллерами PS VR2 Sense») следует заряжать либо по одному, либо с помощью стороннего кабеля. Ну, или докупить док-станцию за 7-10 тысяч рублей, хотя постоянная подзарядка может быстро убить аккумуляторы, которые и так не блещут временем автономной работы.
Вообще, контроллеры — наиболее беспокоящая меня часть в плане ремонтопригодности девайса. В России отремонтировать их будет очевидно проблематично, а учитывая, что там используются уменьшенные версии мини-джойстиков с DualSense, можно ожидать и дрифта. Также именно контроллеры чаще всего будут прилетать в стены и окружающих.
Контроллеры удивляют только одним — у них очень маленькие стики и кнопки. По ощущениям, на 30-40% меньше, чем на DualSense
Хотя вот со стенами ситуация не такая уж удручающая — за все время хорошенько приложить джойстиком стену мне посчастливилось лишь однажды. Всего есть три режима игры: сидя, стоя и в зоне. Для 99% игр хватит первого, и в таком варианте вам достаточно сесть, поднять руки по бокам и повернуться вокруг своей оси. Если ничего не задели, то места под виртуальную реальность точно хватит.
Если провода и необходимость пространства не пугают, то вот менее очевидный момент. У PSVR 2, в отличие от других современных VR-шлемов, крепление сделано в виде нимба, который обручем обхватывает голову. Из-за этого нагрузка распределяется неравномерно, и шлем скользит по затылку, елозит по лбу и к тому же напрягает шею. Помочь справиться с этим призваны специальные ремни (например, такие) и сменные подушки (такие), но они и так стоят под 60 долларов, а в России их днем с огнем не сыщешь — только заказывать с Amazon самостоятельно.
Наверное, с такой широкой подушкой шея бы болела меньше
Соприкасающийся с кожей материал вышел несколько сомнительным. Это не резина, но у него сладковатый тошнотворный резиновый запах — как у старого школьного противогаза с урока ОБЖ. Кожа под ним потеет, а общая хлипкость конструкции вкупе с отсекающей лишний свет накладкой, напоминающей одновременно крайнюю плоть и грязный носовой платок, не прибавляет приятных ощущений при надевании шлема.
Еще один спорный момент девайса — экраны. Ради красного словца Sony запихнула сюда OLED-дисплеи, да вот беда: в условиях VR-гарнитуры у них есть только один плюс, а все остальное лишь недостатки. Во-первых, адская яркость может запросто выжечь сетчатку — выше 50% поднимать ее тупо больно, учитывая царящую в шлеме темноту. Во-вторых, у «оледов» сильнее эффекты гостинга и москитной сетки из-за того, что пиксели находятся дальше друг от друга и имеют заметные промежутки. Иногда создается ощущение, что смотришь на происходящее через марлю или грязную занавеску, особенно в темных сценах. Хотя благодаря настоящему черному цвету темнота у PSVR 2 получается лучше, чем что-либо иное, и это тот самый единственный плюс, который дали OLED-матрицы.
Сама структура OLED-экранов с их широким расстоянием между пикселями не подходит для того, чтобы смотреть на них вблизи
Все недостатки экранов особенно сильно подсвечивают встроенные камеры. Представьте, что смотрите на мир через черно-белый объектив Nokia 3310 разрешением 0,3 Мп. Но вообще, конечно, хорошо, что такой функционал в принципе есть, и по нажатию кнопки на шлеме можно вернуться в реальность и взглянуть на нее новыми глазами. Ответить на сообщение в смартфоне так не получится, но подвинуть стул или взять что-то с пола или стола — вполне.
Но, разумеется, камеры в шлем вставили не за этим. Теперь с их помощью происходит трекинг рук и перемещения игрока в пространстве, и это гораздо лучше, чем отслеживание горящих точек на контроллерах в первой версии. Единственный минус — если в окно бьет солнце, а вы сидите напротив него, то поиграть не получится из-за пересвета изображения.
Черно-белые камеры дают по новому взглянуть на окружающую действительность
В целом PlayStation VR 2 стал развитием всех идей оригинального PSVR. Он удобнее, технологичнее и комфортнее, но проблема в том, что первый шлем был странным экспериментальным устройством, вышедшем восемь лет назад и собранным из выпущенного Sony ранее дерьма и палок (буквально). Теперь же в новинке, которую разрабатывали с нуля и могли все сделать по уму, некоторые решения (OLED от которого все уже отказались и крепление на голове через обруч) вызывают удивление — в плохом смысле. Однако, возможно, есть смысл терпеть все это ради игр?
Как там с эксклюзивами?
В обсуждениях PlayStation речь всегда первым делом заходит об эксклюзивных играх. Что ж, на PSVR 2 они есть, но толку от них мало. Особенно жестоким в этом плане кажется прошедшая близко к годовщине шлема в феврале 2024-го трансляция State of Play, на котором вместо новых собственных игр Sony анонсировала выход мультиплатформы, к тому же в большинстве своем несвежей.
Единственным конвенциональным эксклюзивом сейчас можно назвать лишь Horizon: Call of the Mountain. Это достаточно красивая игра по известной франшизе, но она жутко бестолковая. Как первый опыт с VR, где игрока в основном развлекают качественной графикой и скалолазанием с редкими примитивными сражениями, сойдет. Но уж точно не как отдельный продукт за 70$ или упаси боже повод приобрести Sony-шлем.
Скриншоты из VR-игр странно обрезаются, поэтому текст не богат на собственноручно заснятые кадры
В этот раз брать решили не полноценными играми, а VR-режимами для уже вышедших «плоских» хитов. Сейчас их уже довольно много, и про каждый есть что сказать. Флагманами выступают, очевидно, VR-версии Resident Evil Village и ремейка Resident Evil 4. Если коротко, вторая во всем лучше, однако сами игры не особо приспособлены под виртуальную реальность, особенно «четверка» — камера постоянно отлетает на третье лицо, ломая погружение. Также в сравнении с чисто VR-проектами в глаза бросается неживой мир, в котором мало что можно потрогать.
Однако переработка механик стрельбы и ближнего боя, головоломок, экшен-сегментов и даже возможность покрутить в руках какие-то объекты достойны только похвалы. В Capcom действительно проделали большую работу, а настолько же дорогих VR-игр сейчас просто нет. Поклонникам действительно имеет смысл задуматься о том, как бы попробовать сыграть в эти версии.
Да, это действительно так весело играется
Менее однозначно ситуация складывается с No Man’s Sky и Gran Turismo 7. Космическая песочница Hello Games в свое время выходила и на оригинальном PSVR, однако на второй версии шлема выглядит в разы лучше, управляется адекватнее и вообще больше похожа на что-то вменяемое. Впрочем, текстуры в VR-режиме просто чудовищные, интерфейс сложный, а управление жестами не всегда очевидно, так что называть это однозначно удачной адаптацией нельзя.
К дизайну богини красоты, надеюсь, ни у кого нет вопросов?
Gran Turismo 7 играется намного лучше, чем VR-режим для GT Sport. Там это был мыльный обрубок, где даже экономили на ресурсах искусственного интеллекта, а на «некстгене» можно пройти абсолютно весь контент в виртуальной реальности: испытания, кампанию, мультиплеер и все остальное. Здесь есть лишь один момент, который лично меня жутко бесит: все меню в игре плоские, а переход в VR происходит во время предстартового отсчета. Из-за этого постоянного переключения режимов шлем все время сбивает калибровку, и нередки ситуации, когда вы оказываетесь в болиде, но смотрите вбок.
На этом громкие эксклюзивы заканчиваются, но на PSVR 2 достаточно и неочевидных. Особенно хочется выделить Synapse — сумаcшедший roguelite-шутер с телекинезом, сюжетом в духе нолановского «Начала» и голосом Солида Снейка Дэвидом Хэйтером на озвучке главного злодея. Это все еще не повод купить шлем, но если он у вас есть, то сыграть в Synapse стоит однозначно.
Synapse действительно безбашенная и динамичная, да и влиться в нее очень просто
Удивительно, насколько наплевательски Sony отнеслась к библиотеке первой гарнитуры. Никаких хитов, вроде Iron Man VR, Batman Arkham VR, Blood and Truth, расхваленного критиками и любимого игроками революционного VR-платформера Astro Bot: Rescue Mission, на второй шлем перенесено не было. Речь даже не про отсутствие обратной совместимости — ну тут все понятно, — вопрос именно в том, почему нет хотя бы ремастеров за отдельные деньги?
В общем, ради эксклюзивов брать PSVR 2 точно не стоит. Их мало, да и в большинстве своем это просто VR-версии уже вышедших игр. Но, может быть, ситуацию исправят сторонние разработчики с их библиотекой?
Отсутствие базы и помощь Цукерберга
Есть некоторый набор игр, который считается за абсолютный стандарт для VR. Все владельцы шлемов просто обязаны попробовать Half-Life: Alyx, Boneworks, Beat Saber, Skyrim VR в конце-концов. Примечательно, что из перечисленных игр на PSVR 2 есть только Beat Saber, да и то вышла она не на старте продаж шлема, а спустя пару месяцев, что тоже симптоматично.
При этом ряд базированных VR-игр остался заперт на прошлом поколении шлема, и давать к ним доступ игрокам с современным железом никто не собирается. Про возмутительное поведение Sony, тупо забившей на собственные хиты, мы уже поговорили, и уж тем более глупо было бы ждать чего-то иного от сторонних разработчиков. Мелкие и крупные игры вроде Superhot, EVE: Valkyrie, линейки Bethesda, включающей VR-версии Fallout 4, Skyrim, DOOM 3 и VFR, Trover Saves the Universe и миллиона других игр никаких апдейтов не получили, оставшись запертыми на устаревшем железе.
Нашей редакции известен случай, когда молодой человек на первом же свидании успешно пригласил девушку пострелять из лука в Skyrim VR — владельцы шлема Sony такой возможности лишены
В то же время старички из эпохи рассвета виртуальной реальности, вроде Job Simulator и Arizona Sunshine, PS5-версии зачем-то имеют. Проблема таких игр в том, что по нынешним временам они тупо примитивные, из-за чего на фоне современных проектов выглядят так себе. Впрочем, не все так печально: из получивших осовремененные версии игр хочется выделить дилогию Moss, еще одну дилогию The Walking Dead Saint and Sinners и бодрый шутер Pistol Whip — стоят они все недорого, а работают, выглядят и играются просто отлично.
Из современной «базы» на шлеме Sony можно найти, пожалуй, только «контрстрайко-подобный» шутер Pavlov да не самый свежий rogue-like Legendary Tales, который удосужились выпустить лишь недавно. На этом перечисление «базированных» игр, в которые стоило бы сыграть независимо от платформы, и обрывается — пока что (дай бог, не навсегда) у PSVR 2 с ними негусто.
Legendary Tales — не лучшая представительница жанра, но жаловаться не приходится
Но неожиданно на помощь японской корпорации приходит глава одной экстремистской конторы. Цукерберг на посвященных Oculus Quest мероприятиях анонсирует разные интересные проекты, которые нередко выходят и на PlayStation VR 2. Учитывая пропасть в производительности между Quest 2-3 и PS5, чаще всего такие порты показывают на консоли Sony свой максимум.
Среди таких жемчужин стоит особенно выделить Vampire: The Masquerade – Justice — незаслуженно проигнорированный аудиторией стелс-экшен во вселенной всеми любимой Bloodlines. Как это часто бывает с VR-играми, проект страдает от скромного бюджета, поэтому в этом переложении Dishonored на рельсы виртуальной реальности отсутствует боевая система как класс — устранять врагов можно исключительно скрытно. В остальном это отличный, хоть и сильно упрощенный стелс с элементами immersive sim.
Блинк, стелс и венецианская ночь — отличительные черты Justice
Также на PSVR 2 хорошо выглядят научно-фантастический шутер Hubris, дилогия квестов на тему советской космической пограммы Red Matter, градостроительный симулятор Cities: VR – Enhanced Edition и разрекламированная на выходе Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge. Проблема последней в том, что это скучнейшая «стрелялка», в которой толком не использованы ни VR-приколы, ни сеттинг «Звездных Войн», из-за чего ценности у проекта нет никакой и ни для кого.
Впрочем, встречаются и разочарования. Вышедшая в январе Bulletstorm VR расстроила пользователей всех платформ, на которые пожаловала. Шутка ли, версия для виртуальной реальности потеряла чуть ли не треть контента, который авторы поленились адаптировать, но приобрела паскудную графику и заставки в низком качестве, которые игроку в шлеме показывают в виртуальном кинотеатре на маленьком экране.
Тем не менее основной геймплей Bulletstorm в VR вполне себе работает
В общем, как уже можно понять, сторонние разработчики тоже не сказать, что сильно заинтересованы в PSVR 2. Немного спасают общую безрадостную картину порты с Oculus Quest, однако они не могут раскрыть весь потенциал японского железа, который сама Sony задействовать ленится.
Итог
PlayStation VR 2 можно было бы считать отличным казуальным развлечением, если бы он стоил дешевле. Сейчас это аксессуар к консоли, который дороже самой консоли — все подобные ситуации в истории игровой индустрии заканчивались провалом. При этом если уж вы купили гарнитуру, то поиграть на ней все-таки во что-то можно — найдется даже пара приятных эксклюзивов, которые точно подарят новые эмоции. Но даже несмотря на это, чем дальше, тем меньше смысла приобретать PSVR 2 — в первую очередь из-за пассивности самой Sony. А уж случаев, когда компания забила на свои перспективные и удачные с точки зрения «железа» девайсы, мы знаем достаточно.