Обзор Warhammer 40,000: Space Marine 2 на минималках. Больше ни грамма ереси
Оглавление Развернуть Ультрамарины, вперед: часть первая Ультрамарины, вперед: часть вторая Во славу Императора Графониум Астартес
Несмотря на несколько переносов, осень в этом году ожидается горячей. Открывать пору мощных релизов выпало Warhammer 40,000: Space Marine 2 — сиквелу вышедшего аж 13 лет назад шутера с открытой концовкой. Веры в продолжение оборванной истории все эти годы не было, однако вот же оно: от других разработчиков, издателей, но с похожей идеей. Удалось ли Saber улучшить формулу и разнообразить крошение разных гадов во славу Императора, или игра снова скатывается в ересь спустя три часа после начала? Мы попытались разобраться в этом до наступления Экстерминатуса от поклонников вселенной.
Дисклеймер: обычно в обзорных статьях красуются сочнейшие скриншоты максимальных настроек графики; вы увидите их везде, а мы покажем, как игра выглядела на оборудовании для минимальных системных требований ПК. Не то чтобы специально — так получилось.
Ультрамарины, вперед: часть первая
Содержание статьи:
У состоящей теперь из двух игр серии Space Marine тяжелая судьба. Первая часть рождалась в муках студии Relic, до и после этого работавшей исключительно над RTS. Впрочем, небольшой бюджет, отсутствие необходимой экспертизы и сжатые сроки разработки не помешали проекту стать культовым и любимым среди поклонников Warhammer 40,000.
На то было множество причин. Во-первых, экшенов в этой вселенной в принципе очень мало. А настолько прямолинейных, не скрывающих своего тупого естества и дающих ворваться в толпу врагов с огромным молотом или цепным мечом — до сих пор больше нет. Да, отсутствие экспертизы не помешало Relic сделать в Warhammer 40,000: Space Marine приятное управление, сочные удары, добивания и компетентную стрельбу.
Если первая часть была просто коричневой, то вторая — зелено-коричневая
Угадали и с центральной темой игры — это Ультрамарины. То есть генетически усовершенствованные бойцы элитного подразделения космодесантников, несокрушимая сила Империи. Space Marine давала почувствовать вес и силу огромного воина как в игровом процессе, так и нарративно — враги и союзники боялись и кланялись, огрызались и ерничали, но не оставались равнодушными к появлению Адептус Астартес.
А еще у игры был открытый финал, который прямо-таки кричал о необходимости продолжения. В конце истории главного героя Тита, капитана отряда Ультрамаринов, обвиняла в ереси и уволакивала в свои застенки Имперская Инквизиция, от которой мало кто уходит целым и невредимым. Справедливости ради стоит отметить, что финал — единственное «светлое» пятно во всем сюжете Space Marine, но свое дело он сделал.
Все знакомые воспринимают Тита с подозрением после века отсутствия
Ультрамарины, вперед: часть вторая
И вот спустя 13 лет выходит долгожданный сиквел, в существование которого первое время не верилось. После не самых удачных продаж оригинала, перипетий с развалом THQ и специфической политики Games Workshop, лицензирующей игры по вселенной Warhammer, продолжение наконец-то скоро упадет на полки виртуальных и настоящих магазинов.
Выбрать Saber в качестве разработчиков было отличным решением. Команда прославилась и сочными кооперативными/мультиплеерными забавами, и отличились технологией по созданию адских толп, что очень кстати для игры в подобном жанре. Забегая вперед, наличие необходимой экспертизы, которой в свое время не хватило Relic, позволило устранить все косяки оригинала.
Впрочем, не всегда решения блестящие. Начать хоть бы с сюжета — его явно сделали из разобранных сценарных рельс и шпал первой части. В Space Marine 2 на планету Империума (в этот раз Кадаку) нападают гады (в этот раз не орки, а тираниды), а под конец истории появляется еще и вездесущий Хаос. Планетарная оборона не справляется, и методичка подсказывает, что почти захваченный мир следует подвергнуть Экстерминатусу — то есть полному, беспощадному уничтожению. Однако, как и в первой части, сделать этого нельзя. Тут ведется разработка важнейшей технологии Империума. Поэтому в качестве ударной силы на планету посылают Ультрамаринов.
Орды жуков кружат в небе и на земле
Подвешенную ситуацию капитана Тита тоже разрешают не слишком изящно. Обвиненный в ереси Тит проводит в Карауле Смерти целый век, выполняя самоубийственные миссии. После серьезного ранения Примарх решает, что космодесантник заслужил прощения и доказал верность, поэтому героя восстанавливают в ордене Ультрамаринов. На этом наказания за ересь кончаются — не считая понижения звания с капитана до лейтенанта.
Впрочем, Титу все равно поручают руководить отрядом. Как и в первой части, в нем присутствует ортодоксальный засранец: он копается в прошлом капитана/лейтенанта и ставит под сомнение его приказы, методы и чистоту следования Кодексу.
Положа руку на сердце, в обоих частях Space Marine сюжет просто выполняет функцию двигателя событий, самодостаточной и ценной единицы он из себя не представляет. Все разговоры нужны лишь для уймы отсылок к лору Warhammer, которыми сыплет прожженый и совершенно закостеневший Тит. Он лучше других знаком с тиранидами и объясняет своим коллегам, что недооценивать членистоногих гадов нельзя — с таким ужасом они еще не сталкивались.
Между заданиями нужно возвращаться на корабль космодесантников
Прочие персонажы проработаны просто широкими мазками — у них есть только одна отличительная черта. Въедливый сослуживец, надменный жрец, величественный капитан или пугающий капеллан ордена. Впрочем, какие требования можно предъявлять к сюжету в мире, где нет ничего, кроме войны?
Во славу Императора
Как и в случае с сюжетом, в игровом процессе Space Marine 2 костяк оригинала просматривается за километр. Это по-прежнему шутер-слэшер, в котором огромные космодесантники крошат пачками мелких врагов, используя одновременно и холодное, и огнестрельное оружие. Но Saber прошлась наждачкой по всем неровностям первой игры. Основные проблемы решили, все сильные стороны вывели на современный уровень.
Первое, о чем говорят все игравшие в оригинальную Space Marine — в ней красивые, но чудовищно однообразные добивания. В 2011 году без этого было никак: они не только восстанавливали здоровье, но и служили самым зрелищным элементом визуала. Проблема заключалась в том, что анимаций было всего несколько, а пользоваться ими приходилось постоянно.
Напарники как будто перестали добивать раненых врагов, нужных для лечения — уже невероятный прогресс в ИИ
В сиквеле это решили сразу несколькими путями, хотя нельзя сказать, что проблема ушла полностью. Во-первых, видов добиваний теперь два — можно рвать пасти недругам не только в ближнем бою, но и смертельными выстрелами с расстояния, о чем сигнализирует отдельная иконка. Также здоровье теперь восстанавливают не только фаталити, но и специальные предметы и даже парирование.
Впрочем, анимаций на каждый тип врага тут по-прежнему не больше трех, а иногда и вообще одна-единственная — просто теперь прибегаешь к ним чуть реже. Зато во время сочного добивания у десантников появились фреймы неуязвимости: раньше во время приносящего здоровье действия можно было запросто получить больше урона, чем удавалось восстановить.
Да и вообще, Space Marine 2 — это настоящая Dark Souls от мира мясных шутер-слэшеров. Не из-за высокой сложности, а из-за того, что в игре появились перекаты, парирования и таргет на враге. Разумеется, пользоваться этим нужно исключительно с противниками покрупнее — разного рода мелюзгу по-прежнему легко и приятно распихивать молодецкими пинками.
Хоть какую-то опасность представляют собой только крупные враги
В качестве основных врагов разумно выбрали тиранидов — это насекомоподобные гады, что собираются в рои и берут в основном числом. Вываливающиеся из своих ульев тоннами уроды со жвалами как нельзя лучше подходят для того, чтобы продемонстрировать гордость Saber — технологию, способную показывать сотни юнитов на экране одновременно. А еще их удобно распиливать с помощью процедурно-генерируемой анимации, что в теории должно делать каждое добивание уникальным, но на самом деле не играет особой роли, ведь в пылу схватки вообще не до этого. Но из-за тиранидов Space Marine 2 лишилась толики характерности первой части. Все-таки придурковатые орки в качестве противников запоминаются куда ярче, чем орды одинаковых уродов-жуков.
Главный бич первой Space Marine — общее однообразие — исправили с помощью кооператива. Можно ли предъявить такую претензию кооперативному шутеру, если в него весело играть толпой? Удивительно, почему этого не было в оригинале, где Тит также большую часть времени путешествовал с двумя сопартийцами, но, тем не менее, теперь всю историю можно пройти втроем.
Поочередная защита объектов от летающей саранчи — страшный штамп кооперативных игр
И из-за этого Space Marine 2 окончательно превратилась в типичный кооперативный боевик, играть в который одному тошно. Увеличившаяся с 4-5 до 8-10 часов продолжительность основной кампании только сильнее подсвечивает чудовищную одинаковость происходящего. Все это время предстоит ломиться вперед и время от времени оборонять важные точки, но сами задания оригинальностью не блещут: прорвись, защити, уничтожь, повтори.
Если в кампании мы играем за лейтенанта Тита, то собственный аватар участвует в режимах «Операции» и «Вечная война». Первый — это PvE-контент, в котором вторая часть отряда Ультрамаринов подчищает остатки орд за Титом и его друзьями, отвлекая на себя их внимание. Игра даже отдельно предупреждает: увлекшись заданиями из этой вкладки до прохождения сюжета можно словить спойлеров. Второй режим представляет собой PvP-зарубы, в которых две команды по шесть космодесантников крошат друг друга.
Раскраска и замена деталей брони собственного космодесантника
Учитывая народную любовь к мультиплееру первой Space Marine, который оставался востребованным у фанатов без всякой поддержки контентом, развивать это направление в сиквеле кажется логичным. Однако, скажем прямо, динамичным и мясным геймплеем большинство игроков досыта наестся еще за время прохождения одиночной кампании.
Не затягивает и прогрессия. Прокачка есть только в дополнительных режимах и реализована скромно — в виде перков, которые можно выбрать при повышении уровня десантника. Оружие улучшается за счет получения новейших версий стволов. Куда серьезнее разработчики отнеслись к кастомизации аватара: броню своего космодесантника, вплоть до реактивного ранца, можно детально настроить, перекрасить и выбрать из миллиона вариантов.
Графониум Астартес
Warhammer 40,000: Space Marine 2 построена на прокаченной версии проприетарного движка Saber, Swarm Engine, который использовался в World War Z. Стоит отдать должное, выглядит игра отлично и вполне может потягаться с современными проектами — я даже сначала думал, что она сделана на Unreal Engine 5.
Все трудности с собственным движком команда переживала ради одной вещи — собственноручно разработанной технологии для отображения огромных масс противников, умещающихся на экране. Однако стоит четко отдавать себе отчет, что местные толпы — это такая же фикция, как и орды крыс в Plague Tale: Requiem. Да, где-то на фоне, на отдаленных полях сражений и в воздушных роях, кружащих на высоте полета авиации, действительно носятся сотни, может, тысячи членистоногих гадин. Но когда дело доходит до сражения, перед вами оказывается два-три десятка вражин, как и во многих других играх. Собственно, даже в какой-нибудь Dynasty Warriors 4 со старушки PS2 можно было увидеть подобные битвы.
Бьются словно волны о скалы, но за край не заливают
Иногда огромные рои тиранидов все-таки участвуют в геймплее — например, штурмуют возвышенность как зомби из World War Z. При этом из прижавшейся к краю стены кучки-могучки вылезает по паре-тройке гадин, а остальные терпеливо копошатся внизу, ожидая своей очереди.
Как ни странно, но Saber удалось довольно неплохо оптимизировать происходящее: в отличие от слитой месяц назад предрелизной версии, fps почти не проседает при появлении орд. Также невысоки и системные требования, хотя игре нужно как минимум 6 Гб видеопамяти.
Штаб операций красивый, но по сути его можно заменить двумя игровыми меню
На этом я и погорел — мне ее не хватило, из-за чего Space Marine 2 не только местами крайне погано выглядела, но еще и временами просто не подгружала врагов, объекты и даже основного героя. И это при том, что на средних настройках на моей ноутбучной RTX 3050 игра выдавала 45-60 fps, а на низких добиралась чуть ли не до 80.
Единственное, что, как мне кажется, отделяет Space Marine 2 от звания лучшего экшена года — саундтрек. Бесконечное вархаммеровское «суп наварили» хоть и звучит эпично, но не настолько разгоняет кровь в жилах, как запилы Мика Гордона в последних DOOM или боевые там-тамы из той же Sifu. А в остальном перед нами бескомпромиссный экшен про ходячие святые танки — настоящий подарок любителям кооперативного мочилова и вселенной Warhammer 40,000.
Ради чего стоит играть:
- Отлично переданное ощущение огромного Ультрамарина
- Эпичные толпы врагов и разрывание пастей
- Атмосфера вселенной Warhammer 40,000
Что портит удовольствие:
- Общее однообразие
Итог
Warhammer 40,000: Space Marine 2 — самое настоящее guilty pleasure, посвященное старому-доброму ультранасилию. Фантазия про огромных и сильных мужчин, рвущих на части гигантские орды косможуков и демонов, придется по вкусу всем, кого вообще может заинтересовать такая постановка вопроса. И особенно все происходящее должно быть радостно для фанатов «Вархаммера», ведь по франшизе редко выходят настолько дорогие и сочные игры. Другое дело, что откинув все внешнее и показное, можно разглядеть невероятной прямолинейности однообразный мясной слэшер с элементами шутера — и ничего больше.