Обзор South of Midnight. Добрые сказки от Sweet Baby Inc
Оглавление Развернуть Рвущий черную душу блюз Ты неси меня, река Положняк изменился Рвать, вязать, повторить
К South of Midnight с самого анонса относились скептически. История про чернокожую девочку, посвященная притчам американского Юга и пропитанная местной культурой — звучит как концепция, не сильно интересная массовой аудитории. Всплывший ближе к релизу факт участия Sweet Baby Inc в написании сюжета не добавил проекту очков. После выхода игра получила посредственные оценки критиков, но оставила геймеров в восторге: рейтинг в Steam замер на 93%, очень высоком балле по меркам платформы. Давайте разбираться, как там все обстоит на деле.
Рвущий черную душу блюз
Содержание статьи:
South of Midnight сразу же привлекает внимание своим стилем. Глаз цепляется за покадровую анимацию, а ухо — за набор жанров, использующихся в саундтреке: блюз, джаз, кантри, госпел. Позднее вы убедитесь, что сюжет действительно посвящен американским легендам и сказкам, а персонажи озвучены как заправские болотные реднеки.
Если эта смесь не для вас — нет большого смысла обращать на проект внимание. По нынешним временам в нем легко найти массу недостатков: от полного отсутствия новых геймплейных идей и беспросветной линейности до подтухшей социальной повестки и неспешного повествования. Но общий стиль искупает все — если он, конечно, вам приглянется. Без художественных особенностей South of Midnight окажется самой обычной адвенчурой от третьего лица с несложной акробатикой и простыми боями.
Каждый кадр South of Midnight выглядит атмосферно
Зато технически и визуально к ней почти не подкопаться. Хотя эффект покадровой анимации непривычен и может кому-то показаться вырвиглазным — особенно подсевшим на иглу 60 и 120 кадров в секунду. В настройках можно отключить этот эффект, но картинка станет плавной только в геймплее: дерганые движения персонажей останутся в заставках.
В отличие от мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», очевидного источника вдохновения, в новинке фича исполнена неидеально: в ленте Sony Pictures большая часть анимации создавалась при 12 кадрах в секунду, а в South of Midnight фреймрейт уменьшили вполовину от тридцати. Однако в игре эффект прерывистости ощущается далеко не так ярко — в итоге и ортодоксальных геймеров раздражает, и любителям подобной стилизации того самого чувства не дает. По крайней мере, мне.
Сома хоть сейчас пускай в серийное производство мрачных плюшевых игрушек
В остальном про стилистику хочется говорить лишь хорошее. Даже главная героиня — бунтующий чернокожий подросток, — в середине меняет яркую майку c рваными штанами на готичный прикид и начинает выглядеть аутентично. Локации же почти с самого начала отдают той самой южной готикой, от которой прутся желающие переехать в Луизиану читатели Фолкнера, Теннеси, Кормака Маккарти и других.
Лесистые пейзажи и заросшие болота, в которых затонул не один пароход, разбавлены мрачными особняками и проявлениями потустороннего мира — и все это в акварельном стиле со стилизацией героев под рукодельных кукол. Опять же, если по скриншотам вы не влюбились в этот визуал, игра вряд ли сумеет заинтересовать чем-то еще.
Цветовая гамма подчеркивает происходящее в сюжете — от холодного к теплому и обратно
Саундтрек не только задает тон, но и дополняет смысл происходящего на экране. У каждого босса есть не только своя тема, а еще и целая песня, текст которой раскрывает предысторию. Правда, лирика не переведена даже субтитрами, так что надеяться игрокам придется лишь на свой слух. Ну и непосредственно OST на уровнях, в меню и заставках не оставит равнодушными любителей американщины: банджо, гитары и хоры чернокожих женщин рвут струны душ у себя и слушателей.
Ты неси меня, река
Но пора бы поговорить и про историю. Темнокожая девочка-подросток Хейзел живет в вымышленном городке Просперо в каком-то из южных штатов. Там много болот и часто бывают шторма с наводнениями, во время одного из которых селевой поток уносит ее дом — прямо вместе с мамой. За помощью в спасении родителя девушка обращается к своей бабушке, местной аристократке, которая после смерти сына (то есть отца Хейзел) по каким-то причинам не общалась с внучкой.
Паркур состоит из базового набора
Но бабуля энтузиазм юной протагонистки не разделяет и запирает ее в своем особняке. Выбравшись через крышу, Хейзел находит на чердаке магические крючки для вязки и начинает видеть всякое — в основном связанное с теми самыми южными мифами и легендами. Оказывается, что у девушки есть способности Прядильщицы — вещуньи, которая может менять ткань мироздания. Расплетая узлы метафорической боли, Прядильщицы помогали людям пережить утрату и другие тяжелые события.
Именно этим нам предстоит заниматься в ходе 10-12 часов прохождения. В поисках мамы Хейзел наткнется как на магических существ, вроде огромного аллигатора и говорящего сома-рассказчика, так и «проживет» истории местных, выступив своеобразным третейским судьей.
Иногда стиль выходит за границы южной готики и удивляет артом
Все это плотно завязано на американской мифологии. Правда, чтобы полностью прочувствовать эту сторону игры, нужно быть хорошо знакомым с тематической мистикой: встроенного кодекса явно недостаточно, чтобы описать ее во всей полноте. В конце концов, авторы добавили многое от себя — если бутылочное дерево и луизианский оборотень Лугару вполне себе имеют место в фольклоре, то очень важную для сюжета Обнимающую Молли и многих других тварюг сценаристы просто выдумали.
Сама история не хватает звезд с неба, но в ней есть интересные повороты и запоминающиеся персонажи. Проблема в том, что разгоняется она долго, и поиски мамы в ней далеко не самая увлекательная часть. Тайны семьи Хейзел, локальные истории и сами мистические гады — вот, что реально волнует в ходе прохождения.
Почти все местные твари — это пережившие трагедию люди
Мешает погружению и главная героиня. Это довольно бесцветный персонаж, которому кроме банальностей нечего сказать — что быстро становится проблемой, поскольку большую часть игры она проводит в одиночестве. Харизматичный сом-рассказчик с мощным южным акцентом и горкой подколов появляется во плоти буквально в паре глав, хотя между уровнями зачитывает сложившийся положняк на фоне стильно анимированной книги.
Также авторы могли бы и поглубже углубиться в темные стороны фольклора. Да, мрачные сцены в игре есть, но проект с рейтингом «18+» мог бы позволить себе гораздо больше, чем, скажем, гору мертвых свиней на скотобойне и неоднозначные поступки героев во флешбеках.
Боссы обычно большие, но на всю игру их лишь несколько штук
Положняк изменился
Пожалуй, стоит отдельно поговорить о пресловутой повестке. Дело в том, что в South of Midnight ее не то чтобы много. Из-за того, что мать главной героини черная и во вступлении у нее много экранного времени, поначалу кажется, будто поддержки расовых меньшинств в игре будет сильно больше, чем есть на самом деле.
Среди героев много черных, не меньше белых, ноль представителей сексуальных меньшинств. Есть плохие белые женщины, есть хорошие белые мужчины; есть злые негритянки, есть добрые; в общем, нормальное разнообразие, которое можно представить себе в истории про современные американские южные штаты.
Ожившая кукла становится ценным миньоном
Но есть одна деталь, которая очень сильно портит нарратив игры. Дело в том, что Хейзел — ребенок в смешанном браке. А американский юг, как известно, в гражданской войне выступал за распространение рабства. Понятно, что за 150 лет нравы смягчились, но негативное отношение к подобным межрасовым союзам там в каком-то виде очевидно сохранилось.
И эта тема в игре никак не затронута. Говорящие с мощнейшим акцентом реднеки полностью игнорируют «цветастость» героини, ее злая белая бабушка выступала против брака исключительно из-за социального положения мамы Хейзел, а сом подкалывает ее лишь за драные штаны, но не за манеру говорить в стиле борзой тетки из Бруклина.
Стремление героини всем помочь полностью оправдано сюжетом
Принятие и сострадание, которое Хейзел выражает к героям увиденных ею несчастливых историй, отдает пресловутой «соей», но, учитывая ее роль Прядильщицы, это кажется уместным. Каких-то мощных телег никто продвинуть не пытается, никакой пропаганды не ведет. А еще все важные сюжетные роли занимают женщины, но из-за этого в Америке (пока что) гражданской войны не было.
Казалось бы, Sweet Baby Inc под руку подвернулся великолепный «чернокожий» сеттинг, позволяющий основательно раскрыть множество этнических проблем региона — и сделать это так, чтобы абсолютно ничего не вырывалось из контекста истории. Однако сценаристы решили полностью проигнорировать эту возможность и предпочли обойти все возможные все острые углы и неоднозначности. В итоге вместо хоть какого-то высказывания на тему рабства, сегрегации и современных реалий авторы отработали тему поверхностными образами и символами, на которые мы и так уже насмотрелись.
Вот вам и борцуны за социальную справедливость.
Рвать, вязать, повторить
Обычно про геймплей мы стараемся рассказать в обзоре как можно скорее, но в случае с South of Midnight он действительно второстепенен. Как уже говорилось ранее, это весьма обыденная трехмерная адвенчура с несложной боевкой и простым паркуром, которая не раздражает.
Разнообразия в боях нет, но их в игре и не так много
Все сделано на пристойном уровне, но совершенно без откровений. Хейзел управляется очень приятно — четко прыгает, хватается за все нужные уступы, долго парит и отзывчиво откликается на команды. В этом плане хочется сравнить игру с Astro Bot, который был облизан за отзывчивый платформинг всеми, в том числе и нами.
Но что отличает две игры, так это дизайн локаций. Там, где Team Asobi каждые десять минут тасовала механики и превращала уровни в настоящие аттракционы, у Compulsion Games подход ортодоксальный. Вот небольшая полоса препятствий, вот арена с врагами; перетасовать для каждой главы.
Болота еще никогда не были такими красивыми
К чести разработчиков, они на каждом уровне стараются привнести какую-нибудь новую механику. То новый тип врагов добавят, то научат героиню притягиваться или парить, а то и добавят воздушные потоки, в которых нужно летать. Только все это уже сотню раз видано, да и динамика совершенно не та.
С боевкой та же ситуация. Нам противостоят хэинты — какие-то демоны-паразиты, присасывающиеся к чужому горю. По факту обычные чернильные безликие враги, которых на всю игру буквально полдюжины типов: обычные, дальнобойные, призывающие мелких чертей, прячущиеся под землю, особо здоровенные и сильные и так далее.
Но пейзажи радуют далеко не только болотами
Для противостояния им у Хейзел вполне стандартный набор. Обычная атака, сильная по площади, «заморозка», возможность временно перевести врага на свою сторону. Особенность в боевке одна — словно в Prince of Persia: The Sands of Time каждого избитого противника нужно «расплести», то есть подойти и на отдельную кнопку добить. Если вовремя этого не сделать, он поднимается со слегка восполненным здоровьем.
В целом, основное достоинство игрового процесса в том, что он не раздражает. Игра и так несложная даже на боссах, но для особо чувствительных можно включить пропуск боев и погонь, так что насладиться атмосферой сказок американского юга сможет каждый.
Ради чего стоит играть:
- Атмосфера южной готики и сочный визуал
- Отменный саундтрек в американских народных жанрах
- Харизматичные герои и мрачные истории из глубинки
- Ненавязчивый, но приятный геймплей
Что портит удовольствие:
- Игра не может предложить ничего, кроме атмосферы и стиля
- Южная готика показана недостаточно мрачно
- В сюжете чувствуется рука Sweet Baby Inc
- Тема негров не раскрыта
Итог
South of Midnight не стала сюрпризом вроде Hi-Fi Rush — мы получили ровно то, чего и ожидали. Это бесхитростная трехмерная адвенчура со стильным визуалом, атмосферой южной готики и невероятным саундтреком, но с налетом SJW и ворохом мелких недостатков. Если виды луизианских болот не будоражат воображение, а протяжный блюз с госпел-хором не трогают за сердечко, лучше пройти мимо: ничего выдающегося игра вам не предложит.