VerVil.ru
Всё про игры.

Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

0 23


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Оглавление Развернуть Смутная история Русь-матушка в беде Князей встречают по одежке

Спешим сообщить благую весть: у «Смуты» получилось все то, ради чего она задумывалась. Несмотря на небывалый хейт, сжатые сроки разработки, а также происки подкупленных украинскими спецслужбами недовольных геймеров в комментариях и прочей нечисти, проект увидел свет и уже доступен к приобретению. Мы тоже ознакомились с Главной Русской Игрой 2024 года и спешим поделиться впечатлениями от отечественного хита.

Смутная история

Не все знают, но «Смута» основана на книге. Сюжет следует роману «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», вышедшему в 1829-м из-под пера Михаила Загоскина. Посвящен он, как несложно догадаться, Смутному времени — периоду российской истории, когда на престол один за другим попадали самозванцы, иностранные государства влезали в дела отечественные, а народ бунтовал и устраивал волнения.

В итоге что в книге, что в игре наряду с историческими персонажами присутствуют вымышленные, как, например, вынесенный в название протагонист князь Юрий Милославский. Исполнительности этого бравого парня позавидует даже главный герой BioShock: Юрий настолько хочет познакомиться с Мининым и Пожарским, что готов браться за любую работу, которая имеет даже самый призрачный след двух воевод. Иногда действительно трудно понять, как оказание услуг попу, купцу и мелкому князю свели героя с историческими личностями, но тут, как говорится, не подкопаться — все, наверное, по историческим документам.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Вступление в духе RDR 2 позволяет вдоволь насладиться падением fps из-за снега

Формат видеоигры позволил расширить задаваемые текстом границы, что отразилось на заданиях. Трехсотстраничная книга не может уместить всю боль, которую русский народ испытывал в это непростое время, однако многочисленные квесты подробно раскроют проблемы населения. Юрия неоднократно попросят помочь разобраться с бандитами и передать весточку из одного села в другое, что, может быть, и не очень интересно играется, но зато дает вдоволь послушать про злодеяния поляков и примкнувших к ним предателей земли русской.

Впрочем, ради этого важнейшего геймплейного элемента разработчикам пришлось поступиться масштабами происходящего. Зачастую игрока просят навестить соседнюю деревню, находящуюся в пятидесяти метрах от квестодателя, а скрывающаяся там «толпа наемников» может оказаться драматическим преувеличением, подразумевающим «трех калек ниже уровнем».


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Дуэли в «Смуте» редкость — обычно басурмане нападают не меньше, чем втроем

Зато радует, что не убийствами едиными занимается Юрий — более того, в основном о сражениях и речи не идет. Родителей, педагогов и просто неравнодушных к насилию в видеоиграх должно порадовать известие, что 80-90% игрового времени в «Смуте» посвящено перемещению по Отечеству и диалогам.

Впрочем, с озвучкой приключилась беда. Персонажи не то что говорят разными голосами в рамках одного диалога, так еще и зачастую записаны на разные микрофоны в разных помещениях. Придумать этому историческое оправдание не получается, разве что бесы окаянные вселялись в бояр да холопов, но мы склоняемся к версии, что игру просто несколько раз впопыхах переозвучивали.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Иногда в диалогах появляется выбор, но он тут гость редкий

Но это не единственное, что может смутить глаз наметанный. Видимо, авторы настолько стремились передать атмосферу, царившую в то время, что постарались как можно сильнее сгладить характеры всех персонажей и убрать излишний драматизм истории. В итоге простой люд сливается в серую массу, будь то бояре, попы или кметы, а вот исторические личности и события, в которых они участвуют, запоминаются только своим существованием. Действительно, зачем объяснять, в чем провинились поляки? Чтобы изгнать их с земли русской, достаточно того, что они смеют хамить всем встречным-поперечным.

В конце концов, если события игры недостаточно убедительны, всегда можно залезть в кодекс и прочитать все необходимое там. Точнее, освежить воспоминания из школьной программы. Мы ведь все люди образованные, так зачем же лишний раз вдаваться в избитые детали?

Русь-матушка в беде

Но отличие игры от книги в том, что она позволяет куда глубже вжиться в роль. Еще в древних летописях говорилось, что князья русские всю свою жизнь занимались тем, что слонялись по Отечеству и выполняли посыльные поручения от крестьян, попов и князей покрупнее.

Понятное дело, что на своих двоих далеко не убежишь. Виновата в этом богатырская могучесть Юрия — настолько он внушителен, что даже управляется как танк Т-34, собирая все возможные углы что в селениях, что внутри зданий. Дабы облегчить участь народную, разработчики смилостивились и добавили в игру коня, который в любой момент готов материализоваться в воздухе позади героя, а потом, за ненадобностью, также грациозно раствориться в пространстве. А говорили, элементов фэнтези не будет!


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

У коня красивая анимация появления — спавнится из воздуха, глаза русского не стесняясь

Но не все коту масленица. Раз кобыла появляется из воздуха, значит не будет прыгать и застопорится о каждую ветку и камень, стоит лишь свернуть с проторенных дорожек. Впрочем, похоже, что это дань уважения Юрию — он ведь тоже не обучен прыгать. Но физкультуру уважает: с коня слезает каждые две секунды, заставляя гнать себя к месту пробежкой.

Чтобы игроки не запутались, локации «Смуты» грамотно зонированы. Здесь нельзя войти в здание без загрузки, что без труда позволяет отследить тот момент, когда вы вошли в здание. В большой город вроде Ярославля или Нижнего Новгорода нельзя попасть напрямую из открытого мира — нужно проявить немного терпения богатырского и прочитать интересный факт на экране «Загрузка».


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Города выглядят действительно впечатляюще, даром, что в них ничего не происходит

Но скучать не придется, ведь разработчики воспроизвели и другие княжеские занятия. Не раз и не два князю Милославскому на пути его встретятся супостаты окаянные, будь то поляки, бандиты, наемники или дурные волки с медведями. Разница между ними не такая большая, как может показаться. Разве что волки нападают совсем уж крупными стаями и обыкновение имеют кусать всеми разом. Подойти тут следует как охотник, с умом — заагрить так, чтобы большая часть стаи застряла в текстурах.

Наблюдать за Юрием в битвах одно удовольствие, так он ловко машет саблей, бердышом и другими видами оружия. Правда, в угоду исторической достоверности сильный и слабый удары у него друг от друга практически не отличаются, да и наносятся с такой скоростью, будто дело разворачивается на дне басейна с мазутом.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Окаянному разбойнику нет дела до почившего коллеги, как и до сидящего в кустах Юрия

Другое благородное княжеское дело — стелс. Исподтишка перерезать глотки басурманам даже как-то совестно: уж больно слепы и глухи они, не обращают внимание ни на крадущегося Юрия, ни на трупы товарищей. Но что делать, заниматься этим все равно придется, ведь следуя историческим событиям, разработчики буквально заставляют в некоторых сегментах разбираться с супостатами по-тихому.

На этом фоне возможность прокачивать героя и менять ему облик, дабы не вызывать подозрений на заставах разных фракций, кажутся излишними — могучий князь и так раскидает хоть всю польскую рать, хоть всех неверных басурман.

Князей встречают по одежке

Вот уж чего у игры не отнять, так это тех красот Отчизны, которые она показывает. Города, селения, поля и леса — все в «Смуте» выглядит красиво и достоверно, хоть скриншоты в Единый учебник истории вставляй. Конечно, если приглядеться, можно найти множество любопытных деталей: на ярославском рынке все купцы торгуют только яблоками да капустой, а окружающие персонажи либо не двигаются с места, либо бродят по бессмысленным маршрутам.

Разница между максимальными и минимальными настройками в «Смуте» на редкость велика

Но это, видимо, авторское видение той сумятицы, которая творилась в головах русского народа в то непростое время. Вторит ему и зверье, которое, не считая агрессивных волков и медведей, на Юрия не реагирует. Видать, олени да лоси тоже погрязли в раздумьях о тяжелой судьбе России-матушки.

Дабы не отвлекать игроков от исторических событий, не стали разработчики размениваться и на такую мелочь, как наполнение карты. Да, кое-где можно найти полезный предмет или новую шмотку для героя, и дополнительные задания время от времени появляются, но в основном ни в деревнях, ни в полях, ни в лесах ловить нечего — не до того сейчас людям русским.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

С этими гадами как себя не веди — все равно рожу набить попытаются

И лишь технически «Смута» получилась воистину смутной. Наверняка все дело в использовании Unreal Engine 5 — технологии заморской, простому человеку чуждой. Положа руку на сердце, пока что это наиболее плохо оптимизированная игра на этом движке из всех нами виденных. Даже с учетом прошлогодней Lords of the Fallen.

Счетчик fps скачет как умалишенный: в закрытых помещениях пробивает сотню, но начинает стремиться к нулю, стоит лишь выйти на свет Божий или, тем паче, в открытый мир. Хуже всего игра ведет себя на людных площадях и рынках — проект сильно упирается в процессор, из-за чего изменение графических настроек зачастую не влияет на производительность.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

И даже на высоких настройках текстуры не всегда спешили прогружаться

Впрочем, с настройками есть и другая беда. «Смута» действительно отлично выглядит — но лишь на «Эпическом» пресете графики. Стоит лишь опуститься на «Высокий», как вылезут многочисленные артефакты UE5 и чудовищные, просто катастрофические текстуры. Фактически, во всех режимах кроме максимального игра выглядит как бесконечный potato mode, только вот потянуть хорошую графику могут лишь компьютеры с топовейшими видеокартами (RTX 4070 и выше) и процессорами. И откуда тогда в минимальных системных требованиях GTX 980? Видимо, над решением этой загадки будут биться уже наши потомки.

И перед тем, как подведем мы итоги сего предприятия богоугодного, слово молвит вредитель главный.


                    Обзор «Смуты». У наших все получилось — но не так, как вы хотели

Имел удовольствие играть в «Смуту» порядка четырех часов, вещи видел там престранные. Самым говорящим оказался эпизод следующий: нужно было выкрасть улики веские у купца на руку нечистого. Добрый человек, он же квестодатель, посоветовал купить пять палок колбасы, ведь подворье собаки злые и голодные стерегут. Однако Юрий при свете дня ходнем вошел под ворота терема, где прямо на земле русской стоял сундук с уликой необходимой. Пялилась с крыльца на него барышня взглядом отсутствующим, да не сказала ни слова, а на дворе и собачьего духа-то не стояло — никаких псов здесь и отродясь не видали. Затем Юрий зачем-то соврал купцу тому, заявив, что полез в его владения во тьме ночной через забор, да чуть кафтан свой не подрал. 

В общем, вот такое в игре вообще все. Видели когда-нибудь улыбающиеся картонные фигуры знаменитостей в торговых центрах? «Смута» — это такая картонная фигура игры. Она пытается дать представление некого связного приключения, но львиную часть контента забивает болтовней с десятками невыдающихся NPC. Болванчик слово молвит, геймплейные часы тикают, время до рефанда сокращают. В лучшем случае она предлагает простейшие игровые задачи, а затем садится в лужу: разработчики не смогли грамотно исполнить даже простейшие вызовы для самих себя, ограничившись кое-где просто позорнейшими костылями, которые в готовом продукте и видеть-то неловко. Такой игре не помогут патчи — ее нужно переделывать целиком и полностью.

Что ж, возможно, когда-нибудь в государстве российском появится свой высококлассный ролевой экшен, но случится это лишь при одном условии: нужно изначально думать об игре, а не о том, как дать заказчику впечатление готового продукта, штопая затем игровое полотно гнилыми нитками. «Смута» же, к великому стыду российского игропрома, оправдала каждое опасение в свою сторону, что возникли у российских геймеров еще в момент анонса. Удивляет в этой ситуации лишь очередное подтверждение неописуемости объективного критерия качества видеоигры — ряду пользователей даже такой продукт кажется вполне успешным. Если вас сие чудо удивляет, ответы даст эта гениальная сцена из сериала «Черные паруса».

Ради чего стоит играть:

  • Красоты Отечества родного
  • Церквушки да монастырики
  • Подворья, терема и города русские

Что портит удовольствие:

  • Опороченная оптимизация
  • Сюжет пустующий
  • Озвучка злокачественная
  • Мир статичный и безжизненный
  • Стелс корявейший, принудительный
  • Боевая система безыдейная, вязкая, да кривая как сук

Итог

Из «Смуты» получилось то, что изначально и задумывалось — яркая, красивая, патриотичная обложка отечественного геймдева. Увидев ее по телевизору в новостях, среднестатистический россиянин решит, что наши научились делать игры не хуже, чем эти забугорные противники варианта «вилкой в глаз». Впрочем, есть здесь и печальный момент: отечественные геймеры в сделку не входили, поэтому «Смута» позволяет себе быть скучной, кривой, неоптимизированной, плохо озвученной и просто тяп-ляп наспех сделанной технодемкой. Зато отечественной.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии