Обзор Slavania. Метроидвания удалая, духу славянского полна
Оглавление Развернуть Бегает рус, мочит ящеров Не пей воду из колодца, ящером станешь Древняя кислотная Русь
Ух, бояре, доложим мы вам, умеют на Руси игры делать компьютерные! Не огромные, аки Отечество наше, и не богатые, аки князь новгородский, но удалые, как добрый молодец, да увлекательные, как чтение «Домостроя»! Судьбинушка подкинула изделие мастеров наших, Slavania зовется. Сдюжит ли оно развлечь публику мирскую, сможет ли вселить веру в кудесников земли русской, аль в недрах Steam басурманского так и сгинет, среди сестер-братьев на движке Unity? О том сегодня беседу вести будем, да челом бить оземь, если повод найдется.
Бегает рус, мочит ящеров
Содержание статьи:
Есть ли на свете вещь более понятная, чем 2D-метроидвания на Unity? Вот и Slavania, казалось бы, относится к таким невероятно простым вещам. Очень хорошо игру описал наш редактор, кратко глянувший страницу проекта в Steam: «Вроде забавно, рус бегает, бьет всех». Важная оговорка: к нашумевшим «Русам против ящеров» новинка никакого отношения не имеет, и соответствующую мемологическую базу не использует. Хотя и русы, и ящеры тут есть.
На деле же концепция, конечно, сложнее. Да, на второй, как и на первый взгляд, Slavania остается скромной двухмерной метроидванией в славянском сеттинге, эксплуатирующей многочисленные сказки и легенды. Однако в проекте есть ряд необычных механик, благодаря которым даже такое, казалось бы, непритязательное развлечение западает в душу и может не на шутку увлечь.
В Славании пчелы пашут даже ночью
База понятна: персонаж умеет бегать вправо и влево, прыгать, атаковать. Первый же любопытный нюанс всплывает с основным оружием. Наш бравый парень Алеша использует волшебное копье, которое ему не предназначалось, из-за чего вместе с диковинкой получает и ворох проблем. Необычность оружия заключается в его способности возвращаться в руку — ну прямо как топор Кратоса.
Впрочем, в Slavania использовать свое чудо-юдо нужно куда чаще и толковее, чем в эксклюзиве Sony. Помимо сражений с монстрами, которых тут более чем достаточно, как и в любой порядочной метроидвании здесь много платформинга. Из копья как раз получается отличная платформа, которая позволит залезать выше и прыгать с него дальше. В дальнейшем копье можно будет использовать как веревку, что сделает платформинг еще веселее. Также по мере прохождения появятся и разные наконечники, которые позволят поджигать, замораживать, прорезать броню противников — в общем, подходить к боям творчески.
Благодаря возможности творчески использовать копье местный платформинг расцветает
Разумеется, потом выдают и другие способности, но их наличие скорее продиктовано особенностями жанра, нежели интересными механиками. Например, первым навыком станет особое приземление, пробивающее специальные блоки. Но кроме нескольких сюжетных моментов, где эти особые блоки нужно разбить, найти другие такие же весьма проблематично. Да и на врагов этот скилл действует хуже, чем аналогичный, покупаемый за очки прокачки.
К слову, улучшение персонажа сделано максимально ненавязчиво. Steam не зря подсовывает Elden Ring в похожие игры, ведь в Slavania тоже есть костры, души и некоторый уровень хардкора. Так, забрав летающих мотыльков с тел поверженных врагов вы можете приобретать простые навыки у местных идолов, выступающих точкой сохранения. К слову, мотыльков еще предстоит поймать, поэтому при должной нерасторопности можно остаться совсем без добычи.
Басурманской нежити тоже нашлось место в рядах супостатов
При этом система с условным «эстусом» здесь более замороченная, чем в soulslike-играх. Заветные скляночки не восстанавливаются после отдыха — наполнить их можно только в колодцах, да и то не бесплатно, а количество их остается скромным на протяжении всей игры.
Все дело в том, что концепция смерти и лечения в Slavania пересмотрена. Погибая, герой не отправляется к ближайшему чекпоинту, а тратит время: проходит половина суток. Обычно таких суток у героя на выполнение какой-то задачи несколько, поэтому и умереть можно пару раз. Если успеть выполнить миссию вовремя, то квестодатель расщедрится на дополнительную награду — подкинет звонких монет или еще чем приятным угостит.
Кислотные пейзажи — не единственный фон на всю игру. Самовар хорош, чертяка!
А умирать и тратить время предстоит часто, поскольку игра особо не щадит. Супостатов на локациях много, и некоторые из них ведут себя совершенно неспортивно — леший, например, будет до последнего прикидываться кустом с головой деда и бросится на Алешу лишь когда он повернется спиной. Учитывая не всегда адекватное поведение камеры, иногда это становится неприятным сюрпризом.
Среди необычных механик также выделяется и система охоты на боссов. Здесь это некоторый аналог Monster Hunter — игрок попадает в череду локаций, на которых можно найти горячие и холодные следы монстра. Первые говорят, что враг находится через две зоны, а вторые намекают на его присутствие в одной из следующих — остается лишь догадаться, в какой именно. Однако сами боссы должного впечатления не вызывают: убиваются они достаточно легко, да и запоминающимися их не назвать.
Найти босса зачастую сложнее, чем одолеть гада
Сражения вообще не самая сильная сторона проекта. Из-за простых анимаций и большого количества врагов они иногда превращаются в кучу-малу, разобраться в которой из гущи схватки непросто. Впрочем, если не нестись на недругов сломя голову, а подходить к процессу с холодной головой и тактикой, то играется это все более чем интересно.
Не пей воду из колодца, ящером станешь
Очевидно, что самым притягивающим глаз элемент Slavania служит сеттинг. Это не пародия на Древнюю Русь в стиле незабвенных «Русов против ящеров», а самостоятельный мир, который на самом деле смешан с европейским фольклором. С другой стороны, на пути Алеши повстречаются и Колобок, и Щука, и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч, и другие герои русских народных сказок.
Персонажи при этом разговаривают на неведомом языке — как если бы животные из Animal Crossing говорили не абракадабру, а общались на псевдославянском наречии. Честно говоря, звучание этого диалекта немного выбивает из атмосферы, однако учитывая скромные масштабы проекта, решение вполне объяснимое.
Ох уж эти борцы за права чудовищ, мать родную за водяного отдадут
Сюжет игры посвящен приключениям Алеши, будущего богатыря, который на момент начала лишь простой деревенский парнишка. Впрочем, жизнь его резко меняется, когда он внезапно встречает Змея Горыныча — в попытке сбежать от трехголового ящера Алеша оказывается аж в Новгороде и начинает помогать местным с чудищами, заполонившими округу.
В дальнейшем история приобретет мистический характер и неоднозначность — неспроста ведь у парня после первой же смерти появится подозрительный хвост, а местная Аленушка будет делать непрозрачные намеки на подоплеку всего происходящего.
С учетом жанра и весовой категории, погоня с Горынычем сделана с максимальным размахом
В этом плане Slavania тоже напоминает что-то из soulslike: новгородский князь Владимир, его воевода, собственно Аленушка и другие выдающие квесты персонажи иногда выражаются так витиевато и загадочно, что не всегда можно понять, чего именно они хотят по заданию. Добавляет неразберихи и то, что иногда квесты зависят от времени суток, а проматывать время здесь нельзя — либо ждать, либо умирать.
Но сами по себе дополнительные квесты бывают хороши. Удивляет, что зачастую они имеют несколько вариантов решения. Например, в одном из заданий пастух попросит убить монстра-змею, которая охотится за стадом. Однако по приходу в ее пещеру змея предложит договориться. Если принять ее сторону, то в расположенную неподалеку деревню путь заказан — стражник у ворот не пропустит Алешу, поскольку о его злодействах расскажет пастушок.
Древняя кислотная Русь
Нельзя обойти стороной и визуал Slavania вместе с техническим исполнением. Это одновременно и слабость, и сила проекта. С одной стороны это яркая, наполненная славянским духом и запускающаяся на любом ведре игра, а с другой — уж больно аляповато все выглядит. К тому же сочная, иногда уже начинающая переходить в кислотность гамма нередко мешает увидеть ловушки на уровнях, добавляя хлопот. Учитывая, что здоровья у Алеши немного, а пополнить его проблематично, иногда это может действительно раздражать.
Что-то в этом есть подозрительное
Такая же неоднозначная ситуация и с врагами. Все эти колобки, лешие, боевые петухи, призраки Масленицы и другие гости из славянского фольклора выглядят неплохо, но двигаются довольно посредственно. Напрямую игровому процессу это обычно не мешает, но выглядит не так впечатляюще, как хотелось бы.
Отдельно хочется поругать интерфейс. Ему недостает лоска и, опять же, хороших анимаций, но помимо чисто эстетических претензий иногда он раздражает и непродуманность. Например, пропуск реплик и выбор собственных вариантов ответа здесь назначены на одну и ту же кнопку, из-за чего нередки ситуации, когда, проматывая диалог, выбираешь не тот вариант, который хотел.
Геймплейный трейлер. Источник: FrostLeaf Games
Также мы играли в предрелизную версию, которая иногда преподносила сюрпризы — пару раз Алеша смешно упал в затекстурье. Впрочем, даже сейчас критических багов нет, да и разработчики продолжают латать игру патчами.
Ради чего стоит играть:
- Дух славянский
- Проработанная механика копья
- Охота на боссов
- Интересные квесты
Что портит удовольствие:
- Бывают метроидвании и получше
- Бюджетные анимации и временами слишком кислотный визуал
- Неказистый интерфейс
Итог
В своей нише Slavania смотрится бодро — к небольшому проекту от русских разработчиков и придираться лишний раз не хочется. При более критичном взгляде вылезают неприятные моменты, появившиеся из-за недостатка опыта создателей, небольшого бюджета и происков пытающихся насолить русам ящеров. Впрочем, ценители двухмерных игр и славянского духа все равно могут провести за приключениями Алеши несколько увлекательных вечеров, лишь изредка отвлекаясь на огрехи и недоработки.