Обзор сериала Fallout. Тодд Говард представляет: «Привет, дочь!»
Оглавление Развернуть Привет, дочь! Тодд роняет Запад: месть за New Vegas
В июне 2020 года я написал колонку «Почему сериал Fallout — это дорогая реклама Fallout 76», где вкратце рассказал, как Fallout из мрачной и лишенной всякой надежды на будущее вселенной превратилась в безумную и бутафорскую клоунаду. Именно такой облик я предрекал грядущему шоу; правда, оно оказалось не просто рекламой Fallout 76. Тодд Говард решил «подружить» два канона вселенной, но, как говорится, есть нюанс. Каким получился дебют Fallout на экране и что Bethesda сообщает всем поклонникам франшизы? Материал будет подан в двух частях: в начале обойдемся без спойлеров, а дальше порассуждаем в критическом и аналитическом ключе. Рядом со спойлерами будет висеть предупреждение, а поначалу обойдемся упоминанием событий пилотного эпизода — вряд ли экспозиция сюжета испортит кому-то впечатление.
Привет, дочь!
Содержание статьи:
Пилотная серия Fallout захватывает дух. Голливудская «нолановская» постановка, впечатляющие декорации, размах, масштаб, саспенс и кровавая развязка, выход из Убежища с первым взглядом на слепящее глаза Солнце — открывающий эпизод способен впечатлить самого критически настроенного зрителя. Дальше, впрочем, начинаются некоторые странности, грядущее амбре которых знающий зритель может почуять уже со старта. Уже в первой серии протагонистка покидает Убежище, чтобы… найти своего отца. Ай да Тодд, ай да сукин сын!
Свадьба на подземной плантации злаков — это и правда романтично
Сюжет быстро принимает форму динамичного приключения. Несколько сил пытаются завладеть крайне желанным объектом, представляющим собой не то, чем он кажется. Фаза пряток, догонялок и перестрелок вскоре сменяется «отвлечением на сайдквесты» — ведущие персонажи по пути к цели так или иначе забуксуют в персональных сторонних активностях.
Люси, наивной до глупости жительнице Убежища 33, придется понять всю суть пустошей, которую ей на живых примерах объяснят вон те ребята. Максимус, сквайр-ренегат Братства Стали, буквально обзаведется силовой броней на первом уровне и будет играть в супергероя, выдавая себя за павшего рыцаря. Гуль жесток, загадочен, метко стреляет, шутит несмешные ванлайнеры и застал еще конец света — а значит, вам все это дело очень подробно покажут во флешбэках.
Максимусу впору называться Минимус — настолько герой бестолковый, но тем и хорош
Три протагониста будут часто пересекаться, разделяться, а потом случайно встречаться вновь, будто бегают не по постапокалиптическому штату США, а по съемочной площадке — или небольших размеров игровой карте. Экранная версия мира и правда очень похожа на игры Fallout от Bethesda. Она под завязку наполнена фриковатыми обитателями, а любой квест непременно закончится пальбой; она крайне жестока, но подано это максимально карикатурно.
Чтобы вам точно не стало плохо, всю чернуху вдобавок еще и пытаются зашпаклевать тоннами не всегда удачного и уместного юмора, будто кто-то непрестанно долбит по кнопке [сарказм]. Моментами он принимает откровенно идиотские формы: картинка на экране всеми силами делает вид, что зрителю должно быть смешно, но велик риск, что будет по-испански стыдно.
Вот тут, например, беременная баба с вилкой в глазу лупит из пулемета — ситуация страшная, но какая ржомба! Или вам тоже как-то неловко стало?
Вообще, нужно обязательно прояснить вот что. Впечатления от сериала Fallout у зрителей будут кардинально разными в зависимости от того, в каких они состоят отношениях с серией. У знакомых в основном с третьей и четвертой частью проблем возникнуть не должно: узнаваемые дизайн-коды, шутки-прибаутки, хрустящий джаз, стрельба из «Хламотрона», лопающиеся головы, суровые мужчины в силовой броне и таинственный сюжет, который до самого конца дразнит какой-то глобальной конспирацией — скорее всего шоу зайдет на ура и захочется добавки. Тем, кто с серией не знаком вовсе, увиденное будет как минимум в новинку и в диковинку.
Сложнее всего придется самой требовательной аудитории, которой по душе не цирковая пустошь Тодда Говарда с литрами бутафорской крови, а более серьезное и мрачное ее представление от Black Isle и Obsidian. По ходу просмотра обязательно возникнет много неожиданных и даже конфузных вопросов к авторам.
Джонатан Нолан не врал, когда говорил, что у команды получилось собственное видение Fallout. Или почти не врал: преимущественно это все-таки видение мистера Говарда, однако Нолану позволили привнести в него ряд странных вещей, происхождение которых не объяснить ничем, кроме недостаточных знаний лора вселенной авторами — или банальным неуважением к нему. Так, Гуль по никак не объясненной причине появляется в сюжете прямо из гроба, который откапывают на каком-то заброшенном кладбище. Почему? Видимо потому, что Ghoul в переводе с английского означает «Упырь» и ассоциируется главным образом с потусторонней нежитью. Это ведь то же самое, правда?
К сожалению, сценаристы забыли рассказать, почему он лежал в гробу и как часто этим промышляет
А еще гули здесь употребляют специальную сыворотку, чтобы не одичать, и обладают невероятными регенеративными свойствами тканей и органов — такого не было ни в одной игре серии. Представление же Братства Стали это совсем отдельный разговор: сценаристы взяли не самую удачную версию фракции у Bethesda и сумели сделать ее, не побоюсь этих слов, еще дебильнее. Во второй половине сериала на зрителей и вовсе выкатят «бомбу» в попытке связать восточное и западное побережье Fallout — и здесь само собой может нервно задергаться веко. Однако оставим дальнейшие рассуждения для спойлерной главы!
Троица главных героев получилась вполне себе харизматичной. Максимус — это как минимум любопытный взгляд на то, каким может быть солдат Братства Стали. Люси менее интересна как персонаж, однако наивность героя и миловидность Эллы Пернелл дают мощное комбо. Героиня в основном невинно хлопает ресницами и по-детски возмущается, но делает это очень искренне. В девушке отчетливо читается обида на мир за то, что он стал таким. Она негодует. Она не понимает жестокости и не хочет даже начинать, но, увы, ей все-таки придется.
Тодд, верни человеку отца, зачем ты опять его похитил
Гуль же, весь такой загадочный и антигеройский, оказался до обескураживающего вторичным — как по меркам игр серии, так и иных медиа. И вот что здесь забавно.
Незадолго до релиза Уолтон Гоггинс признавался, что не играл Fallout: не хотел, чтобы некий Гуль из игры повлиял на его видение персонажа. Однако персонажа ему написали такого, что это буквально Человек в черном из Westworld со второй половиной харизмы от Хэнкока из Fallout 4.
Гуль носит шляпу, стреляет во все стороны, максимально жесток, выплевывает шутки сквозь зубы и плотно сидит на помеси винта, психо, мед-икса и чего там еще подают после конца света. А еще он жил до войны, и его сюжетная линия ведет к СБТ (Самой Большой Тайне) вереницей сквозных для сюжета довоенных флэшбеков — вот она уже куда интереснее.
Ну а дополнительного четвертого протагониста представляет собой все Убежище 33, событиям в котором посвящена почти треть хронометража. Показательна разница, насколько они отличаются по «поверхностников».
Декорации в Убежищах — мое почтение! Жаль, что наверху не так хорошо
К уровню продакшена не подкопаешься. Актеры хорошо делают свое дело, картинка обставлена дорого-богато, звучит голливудский саундтрек, мозги летят на стену. Эпично, динамично, нескучно. Сюжет скрывает глобальную тайну и довольно ловко связывает все ниточки под самый конец, чем явно выигрывает у третьей и четвертой частей игр. А еще авторы сериала задались правильным вопросом «А что они едят?», который не пришел в голову Bethesda. Люди здесь вялят гулятину под палящими солнечными лучами, а в Убежищах есть огромные посевные поля с искусственным светом.
Декорации подземных бункеров впечатляют до самого конца сериала, хотя про поверхность сложно сказать то же самое: здесь авторы в основном обходятся демонстрацией нейтральных территорий вроде лесов и пустынь со стоящей там и сям парой домишек, в то время как большие города остаются CGI-графикой на заднем фоне. Покоробить глаз могут и некоторые внутренние помещения. Супермаркет выглядит так, будто апокалипсис произошел никогда: павильоны застеклены, полы чисты, работают автоматизированные двери. То же самое можно сказать и про ряд других локаций.
Не спрашивайте, что здесь происходит
Ну, совсем ведь крошечные недостатки. Пожалуй, по-настоящему отпугнуть неподготовленного зрителя может только обилие чернушного насилия и пердежного юмора на грани треша. Мерзости и жести, пускай клоунских и карикатурных, на экране прямо-таки чересчур. Хотя если судить по оценкам шоу, это вполне себе немалое достоинство для подавляющей части зрителей.
Осторожно, спойлеры!
На этом «рекомендательная» половина обзора окончена. Мы переходим к аналитической части. Если боитесь спойлеров — лучше пролистайте к выводам и вернитесь уже после просмотра сериала. Но для тех, кому дальнейшее движение франшизы в контексте игр интереснее деталей сценария телевизионного шоу, начинается самое любопытное.
Тодд роняет Запад: месть за New Vegas
Чуть более пристально знакомые с Fallout наверняка знают: исторически сложилось так, что облик игры и правила вселенной на западном и восточном побережье сильно различны. События Fallout 1/2 происходят в Калифорнии. Для Fallout 3 в свое время Bethesda выбрала «переезд» на другой край континента, чтобы несколько дистанцироваться от оригинальных частей. Вышедшая парой лет позже Fallout: New Vegas вернулась домой — в соседствующую с Калифорнией Неваду. Затем в Fallout 4 снова показали восток Америки.
Bethesda и Obsidian видели вселенную по-разному, и за эти итерации Fallout буквально поделилась на две разные версии. В лоре возникли мощные противоречия: к примеру, Братство Стали было на грани вымирания в Fallout 2, и в New Vegas его положение ничуть не улучшилось. Но в играх Bethesda оно почему-то до сих пор представляет собой организацию в добрую сотню раз больше масштабом, чем прежде.
Одна из главных задач сериала — найти решение внутренним противоречиям основной игровой серии. То есть «подружить» Восток и Запад, где под словом «подружить» имеется в виду «затоптать всех неугодных стальными сапогами силовой брони».
А давайте вот с силовой брони и начнем. Сериальной организации подчас называться Братство Дегенератства — настолько отталкивающими представлены ее бойцы. Еще в Fallout 4 шутили над тем, что паладины стали фашистами, но теперь они еще хуже — личное изобретение сценаристов шоу! Фракция буквально работает на топливе садо-мазохизма: рыцари в силовой броне издеваются над сквайрами, а те, если становятся рыцарями, так же относятся к своим боевым товарищам, и начинается все это еще с раннего детства. Сквайры предают рыцарей, а рыцари бегут от врага прямо в своих экзоскелетах. Вопрос: почему настолько неэффективная группа так многочисленна? Как она продолжает существовать? Откуда у нее столько силовой брони? «От верблюда, проверяй», — издевательски отвечают Джонатан Нолан и Тодд Говард.
События сериала разворачиваются спустя 15 лет после New Vegas, где Братство Стали находится в глубоком упадке, а единственный бункер на весь штат заперт на локдауне. Не помогает даже силовая броня: ее теряют в битвах и при разведке, доспехи тяжело ремонтировать и почти невозможно найти новые. Это правила нового мира: изолированная от общества группа обречена на вымирание. Заход Тодда Говарда на территорию западного канона оказался сродни военному вторжению — с обязательным дирижаблем паладинов-фашистов, магически возникших из воздуха в самый неожиданный момент.
Но главную нелепость сценария уже вовсю обсуждают в социальных сетях. В шестом эпизоде сериала показали Шейди Сэндс , легендарную локацию из первой Fallout и будущую столицу Новой Калифорнийской Республики. Оказалось, что она была уничтожена взрывом… в 2277 году, то есть за четыре года до событий Fallout: New Vegas, где жива и здравствует. Такое глобальное событие, как уничтожение столицы, в игре никто не обсуждает. В тот год НКР сражалась с Легионом Цезаря за дамбу Гувера, хоть и с переменным успехом.
Сама же НКР в сериале представлена единственным крохотным поселением, хотя еще 15 лет назад занимала два штата. В финальном эпизоде Братство Стали сражается с небольшой группой выжившей «основы» НКР, выжигая всех подчистую, хотя этих технофашистов задавили числом еще 15 лет назад. В конце концов оказывается, что «НКР» в лице Шейди Сэндс уничтожил лично смотритель Убежища 33, потому что город слишком разросся и стал бы угрозой при заселении планеты жителями бункера. Никакого мистера Хауса и Легиона Цезаря вообще не было. Поздравляю всех неравнодушных с тем, что каноны наконец «подружились». Произошел ядерный апокалипсис адекватного ворлдбилдинга.
Кажется, что Тодду Говарду просто по-человечески неприятно существование Fallout: New Vegas. И чисто по-человечески его можно понять: сделанная за 18 месяцев игра стала иконой, потеснив его собственный, блокбастерный взгляд на серию. Фанаты NV наиболее критично отзываются о его играх, пишут гадости в интернете. Со временем решение сделать злополучный спин-офф вышло боком, наплодив дырок в цельности вселенной.
Однажды Пит Хайнц, отвечая на вопрос про каноническую дырку с присутствием Братства Стали в Fallout 76, сказал так: «Мы не собираемся придерживаться чего-то, написанного кем-то двадцать лет назад». Bethesda попросту не уважает чужой канон и будто бы демонстративно обращается с ним небрежно — были ведь более элегантные способы устранить противоречия. Но почему-то это сделано до оскорбительного грубо, а в итоге внутренних конфликтов у Fallout стало только больше.
Все это не что иное, как зачистка территории перед Fallout 5, которая должна отправиться на запад — в четвертой части неоднократно тизерили Сан-Франциско. В сериале персонажи то и дело пришивают себе отрубленные пальцы и даже восстанавливают конечности после волшебных снадобий: так сценаристы «шутят» над тем, что в игре персонаж постоянно калечится. Если честно, картина чужеродного пришитого пальца сполна описывает результат этого реткона вселенной от маэстро Тодда.
И вообще, его зацикленность на отцах и детях уже начинает казаться болезненной. В Fallout 3 сын искал отца, который был заинтересован в работе больше, чем в сыне. В Fallout 4 отец искал сына, который вырос, многого добился и стал отцом для своего отца, который стал для него сыном. В сериале Fallout дочь находит отца и узнает, что он совершал чудовищные поступки — оказался не тем, кем она его видела. Если подобные образы никак не отпускают мистера Говарда, причины его желания отомстить New Vegas за факт существования этой замечательной игры становятся чуть более понятными.
«Фракции… Всегда появляются какие-то новые, да?» — философски размышляет Гуль в одной из сцен сериала. Но ведь в том-то и дело, что нет! Словно образы абьюзивного отца, версию Fallout в видении Тодда Говарда мучает ее собственное прошлое. Почему она никак не может отпустить Братство Стали и растреклятый Анклав, который здесь вновь стал загадочным технократичным государством, хотя был уничтожен еще в Fallout 2? Кто его знает, но в Fallout 5 явно намечается очередная драка Братства Стали и Анклава, старт матча произойдет в ближайшие десять лет. Какое-то участие в нем примет и Vault-Tec, выжившее руководство которой сделали новым глобальным злом постъядерного мира. Ждем не дождемся.
Тодд Говард такой типа
Конец спойлерной части.
Ради чего стоит смотреть:
- Знакомые дизайн-коды
- Игра актеров и качество продакшена
- Сюжет с Большой Интригой
- Развлекает и саспенсирует
- Сцены карикатурной жестокости
Что портит удовольствие:
- Перебор с дебильным юмором
- Вторичный антигерой
- Вольное обращение с каноном (опционально)
Итог
Сериал Fallout оказался примерно тем, что от него и ждали: хорошо поставленным приключенческим блокбастером в узнаваемой вселенной с высоким качеством исполнения. Впрочем, драматургии сценаристы предпочитают иронию, а потому шоу влетает в одно ухо и вылетает в другое, без каких-либо запавших в душу эпизодов и по-настоящему сильных сцен, как будто Нолан экранизировал опцию «Сарказм». Если не обращать внимание на грубый перекрой канонов вселенной, получилась вполне себе неплохая, но не всегда насыщенная ярким вкусом развлекательная жвачка — и похоже, шоу с нами надолго, ведь кончается сюжет клиффхэнгером.