Обзор Senua’s Saga: Hellblade 2. Спектакль про множественные болезни головы
Оглавление Развернуть Психиатрический перфоманс Слэшер для самых маленьких Игровой артхаус
Времена нынче тяжелые, и экосистеме Xbox не хватает мощных релизов как воздуха. Анонсированная пять лет назад Hellblade 2 кажется весьма специфическим выбором на роль разрывного эксклюзива — это ведь продолжение камерной драмы о психически нездоровой воительнице, а не экшен в открытом мире на сотню часов. Вторили этому и скромная рекламная кампания, и нежелание разработчиков демонстрировать геймплей. Стал ли сиквел эпичнее или, напротив, окончательно превратился в артхаусную драму? Ответ на этот вопрос найти проще, чем найти того, кому новинка понравится на все сто.
Психиатрический перфоманс
Содержание статьи:
Hellblade 2 стала тем, чем должна была быть первая часть. Во всяком случае, так говорят руководители студии Ninja Theory, объясняя, почему же поглощение Филом Спенсером было отличной идеей. Стоит отдать широкому парню должное, выделить средства (и, судя по всему, немалые) на такой проект — настоящая благотворительность. Не совсем, правда, понятно, для кого именно.
Денег на Senua’s Saga действительно было потрачено в разы больше, чем на оригинальную Hellblade. Хоть и проходится она за те же 6-8 часов, но здесь больше действующих лиц, больше боев, есть эпические сцены. Тем удивительнее, что сама игра стала еще больше похожа на театральную постановку.
Пересказ первой части перед началом раскрывает события детальнее, подробнее и яснее самой первой части
Вышедшую в 2017 году Senua’s Sacrifice с некоторой натяжкой можно назвать моноспектаклем. В кадре была лишь одна Мелина Юргенс — видеомонтажер без актерского образования, которую в итоге пригласили сыграть главную героиню Сенуа. На протяжении полудюжины часов девушка показывала, как душевнобольная воительница исследует Хель, чтобы вернуть к жизни своего возлюбленного, отрубленную голову которого она предусмотрительно взяла с собой.
У игры было две особенности: шепчущие голоса в голове Сенуи и бинауральный звук, который давал прочувствовать это особенно ярко даже в самых обычных наушниках. Собственно, обе особенности переехали и во вторую часть, однако теперь добавилась еще и третья продающая фишка — убойный графон, включающий невероятную технологию захвата движений.
Настолько живых глаз в играх я еще не видел
Однако если Senua’s Sacrifice была фантасмагорическим путешествием, то Senua’s Saga это слегка эпическое путешествие с некоторыми элементами фантасмагории. Разница в том, что оригинал был минималистичным и давал простор для интерпретации, в которой все происходило в голове главной героини и никакой мистики за пределами ее психоза не существует.
Теперь все не так. Сенуа под личиной рабыни отправляется за море, чтобы выяснить, зачем другой народ порабощает ее соплеменников и увозит в далекие земли на своих кораблях. Позднее в этой истории появляются и великаны, и боги, а финал намекает, что Hellblade 3 планируется еще эпичнее.
Героиня больше не одинока, и это пошло происходящему только на пользу
Пейзажи больше не такие однообразные (хотя все еще довольно однообразные), а в кадре помимо Сенуи появились и другие персонажи. Из моноспектакля Hellblade 2 превратилась в камерную театральную постановку, где буквально пара человек разыгрывает драму локального масштаба. В этом плане, конечно, сиквел в несколько раз превосходит первую часть, пускай и подрастерял гнетущую атмосферу одиночества.
Психоз Сенуи тоже как будто сгладили. Голоса в голове у нее по-прежнему ведут диалог, но теперь это скорее озвученные мысли, чем уничижительные сумасшедшие личности, мешающие Сенуе, унижающие ее и ведущие к смерти. Впрочем, психических заболеваний у нее все еще хватает. Вот их примерный список:
- шизофрения как основной диагноз — деперсонализированные голоса и аудиовизуальные галлюцинации;
- диссоциативное расстройство — персонализированный голос;
- распад личности — провалы в прошлое;
- дереализация — галлюцинации, влияющие на реальный мир.
Сенуя видит всякое и редко в этом сомневается
Наблюдение за этим, по задумке разработчиков, должно быть главным развлечением игрока на протяжении всей продолжительности игры. Если же тема вам неинтересна, вызывает неприятные ощущения или каким-либо способом доставляет дискомфорт, то играть в Hellblade 2 точно не стоит.
Слэшер для самых маленьких
Помните мобильную игру Infinity Blade, популярную на заре iPad? Больше всего боевая система Hellblade 2 похожа именно на нее. Оригинал тоже не блистал, однако сиквел смог упростить и без того несложную схему. Сенуа по-прежнему умеет наносить сильный и слабый удары, парировать, уворачиваться, использовать замедляющую время «ульту» и сочно добивать врагов.
Однако в игре больше нет боев с несколькими противниками одновременно, из-за чего схватки проходят абсолютно по одному сценарию. Вы сражаетесь с последовательностью врагов, которые после убийства коллеги красиво появляются в кадре по одному, смачно ударив Сенуе по морде или спине из-за границ экрана. Некоторые такие анимации чудовищно затянуты (хоть и смачны), что между ними я успевал попивать чаек — настолько неторопливы местные яростные битвы.
Сделать хороший скриншот в драке тяжело из-за вездесущего размытия и тонны фильтров
Впрочем, смачность — ключевое слово, которым хочется описывать происходящее. Каждый удар по врагу передается не только безумной тряской геймпада, но и движениями персонажей, а анимации добивания хоть и повторяются, но все равно ощущаются… смачными.
Но насколько бы все это не было сочно, повторяющиеся драки быстро приедаются. Фактически, разницы между разными типами врагов (верткие, сильные, плюющиеся огнем, кидающие топоры и так далее) в геймплее нет, а некоторых можно бесконечно колупать, потому что без использования «ульты» убить их невозможно. Копится она, впрочем, весьма оперативно.
Местные драугры это фанатики, пусть и творящие демонические вещи
Зато Ninja Theory можно похвалить за то, что они учли ошибки коллег из Remedy с их прошлогодней Alan Wake 2 — геймплея здесь еще меньше. Хоть сражениям, как и обещали разработчики, уделили больше времени, их все равно немного. А между драками развлекаться предстоит лишь редкими головоломками.
Почему-то западные игровые журналисты в своих превью взвыли от «загадок» в Hellblade 2. На самом деле, в игре их буквально по одной на каждый час геймплея, то есть порядка семи-восьми на весь хронометраж. Они по-прежнему завязаны на оптические иллюзии: нужно находить символы в сочетаниях веток и палок, вглядываться в детали уровня, чтобы обнаружить визуальный обман и найти путь и так далее.
Красный свет, как и в Alan Wake 2, намекает на присутствие темных сил
От первой части это отличается тем, что таких «головоломок» стало меньше, а визуальных эффектов у них больше. Да, иногда из-за покрывающего экран адского количества эффектов и царящей темноты бывает трудно сходу найти путь, но в основном проблем не возникает, как и необходимости в умственных усилиях.
Основа игрового процесса Hellblade 2 — наблюдение скриптовых сцен с зажатым вперед стиком. Это обязательное условие, ведь если не «двигать» героиню, то она перестанет лезть по скалам, протискиваться в узких проходах, пролезать по трупам в узком проходе и так далее. Иногда даже бывает сложно отличить, сейчас идет просто заставка, или все-таки псевдоигровой момент, в котором нужно держать зажатым направление движения. Кажется, что будь здесь QTE на манер Detroit: Become Human, игра бы только выиграла.
Хорошо знакомый поиск символов выглядит так
Именно в такие моменты и проявляется весь спектр заболеваний Сенуи. Голоса обсуждают происходящее, зловещий голос убеждает героиню, что ей ничего не удастся, а ей мерещятся несуществующие трупы, сцены жертвоприношений, мистические силуэты и прочее. Если есть желание почувствовать себя немного сумасшедшим — Hellblade 2 отличный способ, однако во второй части накал перенесен из психологического аспекта в зрелищный.
Впрочем, с учетом чрезмерной жестокости и общей неторопливости, большинство игроков просто вряд ли захочет играть дальше первой подобной сцены.
Игровой артхаус
Помимо психоза Сенуи и бинаурального звука, к продающим особенностям Senua’s Saga добавился и пресловутый графон. Этот графон начинает сочиться с экрана уже во вступительной заставке, когда корабли похитителей везут несчастных рабов сквозь шторм в далекие земли.
Впрочем, в наш век удивить картинкой сложно. Больше всего Hellblade 2 технологически напоминает The Order 1886 — эксклюзив PlayStation 4, вышедший в 2015 году. Там тоже были черные полосы, огромное количество фильтров и без пяти минут фотореалистичная картинка.
Впрочем, лица и вообще люди выглядит еще более впечатляюще, чем в «Ордене»
Как и там, есть сильное ощущение, что навязанный формат экрана 21:9, из-за которого треть пространства отдана под полосы — художественное решение, жестко продиктованное техническими нуждами. Хоть это и позволило добиться стабильного фреймрейта даже на Xbox Series S, однако для ПК-игроков такие запреты кажутся странными.
Также на ощущение просмотра артхаусного фильма работает и оператор. Разумеется, как и все независимое и высокопарное кино после «Бердмана» и «Выжившего» Иньярриту, Hellblade 2 пытается протянуть один непрерывный план сквозь всю игру. Больше всего это напоминает перезапуск God of War, однако плавные переходы из безумных видений Сенуи к объективной реальности иногда действительно впечатляют.
Количество спецэффектов зашкаливает даже в боях
Но больше всего новинка впечатляет анимацией лиц. Безумно детализированная мимика всех действующих лиц, особенно сыгравшей Сеную Мелины Юргенс, поражает. Не отстают от нее и коллеги по несчастью, путешествующие с больной на голову воительницей. Лица всех достоверно передают гнев и страдания, которые они в обилии испытывают на своем пути.
Однако далеко на картинке не уедешь, тем более что из-за стремления к фотореализму и скупых нордических пейзажей происходящее быстро приедается. Эпика и фантасмагории во второй части хоть и прибавилось, но это по-прежнему камерный театр с постановкой про душевнобольную женщину — развлечение, в общем, на любителя.
Ради чего стоит играть:
- Редко поднимаемая в играх тема психических расстройств
- Отличная графика и поразительная лицевая анимация
Что портит удовольствие:
- Геймплей деградировал ниже уровня интерактивного кино
- Надоедливые примитивные головоломки
- Однообразные и затянутые сражения
Первые 25 минут геймплея Hellblade 2: Senua’s Saga. смотрится куда увереннее, чем в качестве эксклюзива Xbox. От игры здесь остались рудименты, которые лишь мешают артхаусному действу про развитие множественных болезней головы главной героини. На сиквел было потрачено в разы больше денег, что действительно видно на экране и слышно: в бинауральном звуке, анимациях, мимике, филигранной работе оператора и просто без пяти минут