VerVil.ru
Всё про игры.

Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

0 52


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Рон Гилберт, создатель серии Monkey Island, анонсировал шестую часть 1 апреля — никто не поверил в эту шутку, пока сам автор не повторил ее в отдельном блоге с серьезным лицом спустя три дня. Было бы странно, если кто-то сразу повелся на слишком уж сладкую сказку о том, что Гайбраш Трипвуд возвращается после дюжине лет плаваний по морям забвения. Но шутка зашла слишком далеко — и превратилась в один из самых успешных релизов сентября.

Долгие годы ожидания

Tales of Monkey Island, формально пятая часть сериала о горе-пирате, вышла в 2009 году. С тех пор LucasArts отметилась лишь двумя переизданиями: The Secret of Monkey Island в том же 2009-м и Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge в 2010 году. То есть даже при учете всех факторов люди сидели около 12 лет без любимого персонажа из той далекой эпохи, когда Lucasfilm Games натурально штамповала хиты. К чему такая прелюдия, спрашиваете? О, тут начинается самое интересное. Казавшийся ранее невозможным сиквел стал в некотором роде мягким перезапуском серии для тех, кто не застал классическую версию 1990 года или просто не очень следил за Гайбрашем, Элейн и ЛеЧаком в последние годы.

Технически Return to Monkey Island продолжает сюжет Monkey Island 2 — она стартует через считанные секунды после завершения второй игры. К третьей, четвертой и пятой частям Гилберт отношения не имел, поэтому из хронологии их убрали. Формально они остаются каноном, но на самом деле их события пока не происходили, если не считать пасхальные упоминания в альбоме с приключениями Трипвуда. Таким образом Гилберт четко разделил игры на олдскул, над которым он работал сам, и новодел, к которому он не прикасался и который стартовал с The Curse of Monkey Island.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Экипаж местного «Голландца» замучает нас дурацкими (в хорошем смысле) квестами и поручениями

Возвращение на обезьяний остров

Новая игра — это добрая, по-детски наивная сказка про еще одно приключение пирата-неудачника. Впрочем, горе-приключенец не такой уж и лузер. Гайбраш и Элейн Марли успешно поженились, и к самопровозглашенному царю пиратов приклеилось прозвище Гайбраш Марли-Трипвуд, которое выводит его из себя. А еще у них родился сынок по имени Бойбраш Трипвуд. Если имя Гайбраш появилось из технического названия файла guybrush.bbm, то Бойбраш — очевидный каламбур, указывающий одновременно на гендер ребенка, на его родство с Гаем и на тщедушное телосложение в духе швабры.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Годы идут, но неизменным остается одно: Трипвуда никто не воспринимает всерьез

И вот это самое новое приключение Гайбраша посвящено сынишке, которому батька повествует об очередном возвращении на Остров обезьян и разгадке очередной тайны. Впрочем, Бойбраш остается в большей степени персонажем вспомогательным: он просто слушает очередную сказочку вместе с игроком. Конечно, с парнем связаны нюансы, о которых, наверное, лучше все-таки не распространяться во избежание спойлеров. Еще бы мы посмели спойлерить!

Но общий сюжет таков. Дедуля Гайбраш ностальгирует по поводу тайны титульного острова из названия серии, перевирает и уточняет факты на ходу — в общем, занимается типичным сказом в стиле барона Мюнхгаузена. Иного не ждешь, когда за дело берутся все ключевые авторы оригинальной серии: сценарист и геймдизайнер Рон Гилберт, программист Дэйв Гроссман и неизменный голос Трипвуда в лице Доминика Армато. На праздник не попал лишь актер, который много лет озвучивал вредного пирата ЛеЧака: актер Эрл Боэн отошел от дел в 2017 году, но лично благословил нового кандидата на роль правопреемника.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

А вот ЛеЧак наоборот пользуется страхом и авторитетом. Силен, грозен и могуч

Кликни тут, кликни там, повтори

Жанр поинт-энд-клик, а по-русски просто «квест» — вещь подзабытая и утратившая былой лоск. Тем удивительнее видеть взлет интереса: Return to Monkey Island получила единодушное одобрение от критиков и игроков, которые до релиза активно хейтили ее за арт-дирекшен и общую стилистику в духе аляповатых рисунков из книжек для детей.

Ведь это и есть буквально та самая книжка для детишек, которую папа Гайбраш читает сыну Бойбрашу. А следят за этим в основном уже немолодые кидалты. Вопреки ранней критике, игра удалась благодаря юмору и традициям. Юмор тут отменный — например, есть маленькая девочка, которая обожает якори. И вот она полчаса рассуждает про их свойства, и ее даже невозможно перебить. Ну то есть мы буквально получаем целую википедию про историю якорей, но с каким-то диковатым подтекстом. И, что самое удивительное, это интересно! Особенно если в настройках включить «режиссерскую версию» с дополнительными шутками и диалоговыми строками. 

Диалогов так много, что даже кликать устаешь. И, справедливости ради, кликать предстоит много. Выбор предметов из инвентаря и применение на активных точках. Диалоговые опции. Долгие анимации прогулок по локациям и нервное покликивание в надежде, что Трипвуд ускорит свою походку. Игра учит терпению, а слишком резвых геймеров запросто утомит неспешным ритмом.

С точки зрения текста Return to Monkey Island пытается усидеть на двух стульях, когда с одной стороны шутит про соцсети, сайты знакомств и спутники, а с другой — цитирует классические квесты LucasArts и явно делает реверанс игрокам старой школы. Причем нельзя сказать, что фансервис тут… вываливается. Это воспринимается скорее как демонстрация уважения к старой школе, к ушедшей эпохе. В том же первом баре SCUMM по-прежнему, как и тридцать с чем-то лет назад, сидит Кобб, которого по-прежнему можно спросить об игре Loom. Однако теперь это даст совершенно иной эффект, даже когда некоторые реплики будут звучать в точности как в первой Monkey Island.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Мюррей, старый прохвост, так вот ты где!

Мастерство Гилберта-сценариста, которому через полтора года стукнет уже 60, с возрастом никуда не исчезло. Тексты зачастую уморительно смешные, особенно в случае с теми персонажами, кто хорошо нам знаком. От новичков получить такие эмоции куда сложнее — прописаны новые характеры не в пример хуже, да и ностальгического бэкграунда не имеют. Но комментарии Трипвуда обо всем на свете и новые варианты коверкания его имени радуют.

Сюжет по-прежнему разделен на главы, каждая из которых иронично высмеивает злоключения Гайбраша. Так, первая глава называется «Приветливое место», но по факту на первом же острове Резни нашего постаревшего героя высмеивают и оплевывают все, кому не лень. Еще бы — ему нужно устроиться на корабль злейшего врага поломойкой, а для этого необходимо собрать собственную швабру, найдя волшебное дерево, как Боба Фетт в «Мандалорце». От унижений спасает лишь супруга Элейн, которая нашла средство по борьбе с цингой, но никто не хочет выслушивать идеи соцработника. Разумеется, глав по доброй традиции пять.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Остров, где все начиналось. В Return to Monkey Island открыли новые зоны для исследования

Все это воспринимается с изрядной долей приятной ностальгии и очень просто играется. Задачки в игре незамысловатые, и зарисовывать карты лабиринтов в тетрадочке, как встарь, уже не требуется. Да и лабиринтов тут, по счастью, нет. То ли дело The Curse of Monkey Island — там этого филлерного добра было навалом. Упростили и словесные дуэли, что уже несколько обидно. Это одна из вещей, которой очень не хватает: раньше приходилось сохранять речевые атаки и контратаки-шпильки в отдельном документе, переводить витиеватые шутки про трехголовую обезьяну через переводчик. Да, фехтовальные диалоги есть, причем уже при встрече с Карлой, но в них не запрещают использовать любые варианты, убивая идею подбора «ключика» к унижению своего оппонента смешными ругательствами.

По волнам памяти

Книжка с воспоминаниями доступна в игре любой момент. Там есть небольшие отсылки даже к полуканоничным частям, но Рон Гилберт слегка схитрил — он взял лучшие элементы из списанной со счетов трилогии и добавил их в настоящую третью часть. Например, говорящего демонического черепа Мюррея, который постоянно сыплет проклятиями в адрес главгероя. То есть элементы из The Curse of Monkey Island вроде как есть, но при этом игра перешла в разряд «факультативных выпусков».

А вообще, таких отсылок в игре предостаточно. Чего стоит только появление Нила Дракманна, создателя The Last of Us: Part 2, который внезапно оказался другом Гилберта и вообще фанатом стареньких Monkey Island! Новая игра в большей степени ориентирована на более разношерстную аудиторию. Для этого, как и в третьей части, предусмотрен есть выбор двух сложностей: с головоломками посложнее или без.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

ЛеЧак и Трипвуд — братья навек! Серьезно, они теперь братья… или нет?

Погодите-ка, эту фишку же еще сделали в LeChuck’s Revenge! В новой игре сюжет закрутили так лихо, что ЛеЧак даже превратился в мальчишку-подростка по имени Чаки, лучшего друга Бойбраша. Гилберт позволил себе немного переделать финал Monkey Island 2, но шутки ради — с фейковыми родителями в начале стало даже смешнее.

Вам повестка!

Впрочем, сладкая ностальгия иногда портится. Виноваты в этом новые герои — такое ощущение, что дайверсити-менеджер Devolver Digital потребовал от Гилберта добавить нескольких персонажей по повестке, и тому пришлось повиноваться. Потому что написаны они абсолютно без души, будто назло. Взять хотя бы антагониста: капитан Мэдисон — типичная радикальная феминистка, открыто презирающая мужчин и использующая вызывающий мейкап в стиле позднего Дэвида Боуи и раннего Гребенщикова. В помощники взяла туповатого темнокожего мужика и боевую азиатку, у которой вечно чешутся руки кого-нибудь прирезать. Выглядит вся троица клишированно до абсурда, но заменяет трех белых цисгендерных пиратов, которых выгнали из бара, чтобы они продавали кальмаров и тухлую рыбу в забытом магазине. 

Или вот куратор музея Конрад Ли — хипстер с молочными усиками, который лишь притворяется знатоком пиратства, а на самом деле производит впечатление поклонника Roblox, завсегдатая тиктока и любителя смузи. Судья Планк с острова Брр Муда вообще напоминает Маркиза де Сада на минималках, и расстраивает тем, что не способен придумать ничего интересного в духе своего, скажем так, дальнего «родственника». Хотя крови он попьет много, как и все обитатели Брр Муды, совершенно новой локации.


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

Карла, кто это сделал? За что они так с тобой?!

Да что там, даже Карла, наша старая знакомая, которую редизайн превратил в маскулинную темнокожую атлетку. На фоне прежней Карлы из The Secret of Monkey Island она выглядит как минимум противоречиво, но на самом деле — попросту неуместно. Справедливости ради стоит отметить, что не все новички прошли через повесточный преобразователь, вымывающий душу. Например, придуманный для игры двойник Трипвуда, зомби-уборщик по прозвищу Галет (переводится как «пищевод») оказался весьма забавным. Как только он получил Гайбраша в подчинение, то сразу же с фантазией и всей силой синдрома вахтера начал использовать свою микроскопическую власть главного полотера. В общем, сами увидите — мимо него не пройдешь, тем более, впоследствии Трипвуд сам, кхм, переселится в его тело.

Еще игра обожает опускаться до уровня мультика с телеканала Nickelodeon. Понятное дело, герр Гайбраш рассказывает историю ребенку, но не обязательно же заодно считать ребенком игрока и давать ему всю информацию в стиле «6+». Ой, простите-извините, PEGI же выставила «12+» из-за превращения Гайбраша в зомби, хотя один популярный агрегатор заявляет, что игра предназначена для игроков с 9 лет в соответствии со шкалой скилл-рейтинга. Как бы там ни было, одна из немногих вещей, которых не хватает Return to Monkey Island, это капелька взрослости — с этим Гилберт без проблем справился в своей относительно новой Thimbleweed Park. Хочется увидеть патч, делающий игру взрослее. В игре ведь уже есть режиссерский режим с расширенными диалогами и пояснениями. Так дайте еще один!


                    Обзор Return to Monkey Island. Успешное возвращение жанра point-and-click и очень достойный наследник великой игровой серии

В игре есть режимы на любой вкус и скилл, но в каждом из них игра будет отдавать детскостью

Ради чего стоит играть:

  • Отличный юмор, начиная с комплекта бесполезной брони для лошади за предзаказ
  • Геймплей как 30 лет назад — старички точно оценят!
  • Забавные, местами креативные и несложные головоломки с подсказками для застрявших
  • Старые персонажи по-прежнему доставляют, особенно болтливый продавец Стэн Стэнмэн, череп Мюррей и амблиопичный картограф Уолли
  • Наконец-то раскрыли тайну Острова обезьян!

Что портит удовольствие:

  • Большинство новых персонажей — «герои по квоте», и вызывают неиллюзорный кринж
  • Все еще спорная визуальная стилистика
  • Из-за формата повествования «для ребенка» игра временами кажется слишком детской и сюсюкающей
  • Новому голосу ЛеЧака не хватает устрашающего тембра, он больше похож на истеричку, а не злодея

Итог

За исключением новых персонажей, чьи деревянные образы будто лепил неумелый дайверсити-менеджер «чтобы было», Return to Monkey Island — пример правильного и уважительного возвращения к корням. Это то, что на бумаге пытались сделать разработчики Leisure Suit Larry в 2018 и 2020 году, но преуспели лишь в том, чтобы дважды напомнить всем о термине «испанский стыд». Впрочем, у них не было Эла Лоу, а здесь сразу есть дуэт олдтаймеров: Гилберта и Гроссмана. И привычный для них жанр неожиданно для всех оказался востребован спустя такое количество лет. Это наглядно говорит, буквально кричит о том, насколько же вне времени оказались идеи, заложенные в The Secret of Monkey Island свыше 30 лет назад. Друзья, не отказывайте себе в удовольствии познакомиться с лучшим пиратским приключением этого года.

Источник

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии