Обзор ноутбука iRU Калибр 17ALC. Качественная игровая система российской сборки
Оглавление Развернуть Дизайн Дисплей Начинка Игровые тесты Эргономика и эксплуатация
После исхода зарубежных брендов с российского рынка их продукция либо полностью исчезла с полок ритейлеров, либо серьезно подскочила в цене, а на их место пришло множество сомнительных торговых марок. Так или иначе предложение сократилось, и купить хороший игровой ноутбук в 2023 году — та еще задачка. Однако тут мы столкнулись с приятной неожиданностью: в редакцию на тестирование приехал 17-дюймовый iRU. Давайте посмотрим, что предлагает российскому геймеру отечественная компания.
Стоит обмолвиться с самого начала, что iRU — это не бренд-однодневка, появившийся под шумок примерно позавчера. Компания работает свыше 20 лет и входит в топ-3 российских производителей ПК, предлагая клиентам офисную технику, серверное оборудование и, разумеется, игровые системы: как десктопные, так и мобильные. iRU 17ALC — это ноутбук игрового уровня с неплохим железом. А теперь взглянем на него поближе.
Дизайн
Содержание статьи:
Уже на этапе поверхностного знакомства iRU 17ALC оставляет приятные впечатления: ноутбук тонкий (396,9 х 262,9 х 25,8 мм), легкий (2,5 кг) и выглядит стильно. Свойственных игровым устройствам дизайн-нагромождений здесь не увидеть. Внешний вид скорее соответствует бизнес-сегменту — лаконичные и четкие линии, качественный пластик с небольшим глянцевым эффектом, крохотные отверстия воздуховывода. Цвет — внушительный черный, других решений нет.
Набор интерфейсов расположился не только по бокам, но и на задней панели. Ноутбук снабжен всем необходимым: один mini DisplayPort, один HDMI, один USB 2.0 Type-A, один USB 3.2 Gen1 Type-A, один USB 3.2 Gen2 Type-A, один USB 3.2 Gen2 Type-C, входы jack под наушники и микрофон, а также гигабитный разъем RJ-45 (Ethernet). Таким образом, к примеру, устройство можно использовать в качестве полноценной игровой станции: оно поддерживает подключение сразу двух мониторов. Непосредственно геймерские мощности системы разберем чуть позднее в отдельном разделе.
Клавиатурный ряд с клавишами сравнительно небольших размеров, имеется подсветка RBG на 18 цветов — по умолчанию неброско светится синим; присутствует блок Num. Разумеется, есть здесь и кнопка Fn, которая в связке с F1-F12 осуществляет быстрый доступ к различным функциональным элементам (регулировка громкости, авиарежим и так далее). Клавиши отчетливо приподняты над лицевой панелью, ход кнопок мягкий, с четким тактильным ощущением. За ноутбуком приятно печатать текст.
Что же до тачпада — cенсорная панель гладкая и отзывчивая, поддерживает стандартный набор жестов Windows. Впрочем, сильно распыляться о нем не хочется: так как речь идет об игровой машине, я сразу же подключил к устройству игровую мышь — скорее всего, точно так же поступит каждый владелец. Однако ради теста я попробовал работать за ноутбуком без мышки, симулируя особые условия вроде поездки. Никаких проблем не возникло.
Дисплей
IPS-матрица обеспечивает яркую и контрастную картинку с широкими углами обзора. Разрешение 1920х1080 пикселей: оно и к лучшему, ведь для 1440p нужна видеокарта более высокого класса. Изображение движется отчетливо и плавно без всяких «трейсеров» — проверено в нескольких играх. 17-дюймовый экран позволяет с большим удобством играть даже без подключения монитора, размеры достаточно комфортны для любых тайтлов, будь то иммерсивная RPG или мультиплеерный шутер.
К слову, развертка 144 Гц станет очень приятным бонусом для фанатов последних, да и в одиночных играх придется очень кстати — это все к тому же вопросу о плавности. Кадры сменяют друг друга с максимальной детализацией, главный игровой стандарт 2020-х в iRU 17ALC соблюден.
Начинка
Разумеется, внутри установлен набор мощных железок, которые и должны обеспечить стабильную и высокопроизводительную работу главных игровых хитов последних лет и годов предстоящих. На борту актуальный процессор Intel Core i5 12500H — двенадцатиядерный и шестнадцатипоточный на основе 10 нм техпроцесса. Базовая частота — 1800 МГц, в режиме Turbo разгоняется до 4500 МГц. Этой основы будет более чем достаточно для современных игр, а двенадцать ядер будут отличным подспорьем для выходящих на горизонте нескольких лет новинок.
За графику в iRU 17ALC отвечает мобильная NVIDIA GeForce RTX 3060. Видеокарточка отнюдь не топовая, однако с учетом FullHD-разрешения и апскейлинга DLSS ее должно быть достаточно для того, чтобы запускать современные игры как минимум на высоких настройках графики с высокой кадровой частотой — в этом мы убедимся чуть позже.
Также по умолчанию машина снабжена двумя высокоскоростными модулями DDR4 3200 МГц по 8 ГБ каждый — при желании можно расширить объем оперативной памяти вплоть до 64 ГБ (без потери гарантии), однако базового объема хватит для актуальных видеоигр и выполнения других, несвязанных с играми задач.
Единственный, пожалуй, неприятный момент связан с объемом физической памяти: iRU 17ALC поставляется с одним твердотельным накопителем M.2 на 512 ГБ. Для геймерской машинки этого явно будет маловато: на системе вряд ли поместится больше трех больших игр одновременно, учитывая, что весят они зачастую свыше 100 ГБ каждая. С другой стороны, память достаточно шустрая, хоть и не топовая — результаты тестирования на экране.
Также инженеры предусмотрели возможность легкого апгрейда: в системе есть пустой слот 2.5 SATA, куда можно воткнуть дополнительный HDD или SSD. Разумеется, так как устройство геймерское, нам нужна быстрая память SSD — таким образом апгрейд обойдется примерно в 7 тысяч рублей за дополнительные 1 ТБ. В крайнем случае можно использовать и внешний накопитель: в ноутбуке есть интерфейс Type-C, на базе которого работают быстрые внешние SSD.
Игровые тесты
Для тестирования были выбраны три современные игры: Cyberpunk 2077, Red Dead Redemption 2 и Kingdom Come: Deliverance. Главным образом исходя из соображений их наличия у тестировщика: две последние не назовешь хай-энд достижениями игровой индустрии, однако обе требуют солидного геймерского оборудования. Что же до Cyberpunk 2077 — это эдакий бенчмарк. Если уж она будет хорошо работать, то будет хорошо работать плюс-минус все. К слову, три игры заняли почти все доступное дисковое пространство.
Kingdom Come: Deliverance
Игра 2018 года выпуска, однако сделана она на крайне прожорливом движке CryEngine. Кроме того, при установке ультра-пресета графики игра предупреждает пользователя, что, дескать, это разработчики сделали под вырост технологий — и для запуска в таком режиме нужен мощнейший ПК. Технологии выросли, мы проверили.
В среднем fps держится выше 60, падая до 40 только в густонаселенных городах или рядом с ними — впрочем, претензия не к ноутбуку, а к движку, который очень плохо дружит с толпами NPC. Напомним, что уже в процессе разработки Warhorse выяснили замечательное: чем больше на экране персонажей с собственными поведенческими скриптами, тем меньше кадров в секунду видит игрок. Из-за этой особенности движка CryEngine из игры вырезали обещанные масштабные баталии.
Когда дело не касается городов, все супер: огромная дальность прорисовки, качественное освещение и тени. Даже в густых чешских лесах счетчик кадровой частоты замирал близ отметки 100 fps, гуляя куда-то в зону 80.
Red Dead Redemption 2
Здесь тоже недолго думая я выкрутил ползунки графики в самый правый край, до максимума. Для верности снабдил игру DLSS с пресетом «Качество». Результат — на ваших экранах.
Счетчик fps приближен к 60 кадрам секунду; впрочем, частота частенько валится до 50 кадров. Ниже не идет, так что колебания не сильно бьют по глазу. Однако для идеала придется немного поковыряться с настройками графики, чтобы обеспечить стабильные 60 кадров в секунду: можно слегка снизить качество воды и отражений — эти едва заметные примочки сильно влияют на итоговую производительность.
Cyberpunk 2077
Как самый актуальный и «бенчмарковый» объект, игра тестировалась в нескольких графических режимах для разрешения 1080p и с включенным DLSS на «Качество». В первую очередь был запущен щадящий High-пресет без трассировки лучей. Его iRU 17ALC проглотил и не заметил: стабильно более 80 fps на экране, никаких просадок даже в наполненных спецэффектами сценах сражений.
Затем ставки были подняты до пресета RTX Low. И вновь счетчик fps вылетел за пределы 60, не проваливаясь ниже 58. Заметно повысилось качество теней и глобального освещения, а вот отражения в этих настройках не задействованы.
Последним испытанием для ноутбука стал пресет RTX Medium. Вот здесь машине уже пришлось поднапрячься: в целом кадровая частота приближена к уровню 60 fps, однако периодически проседала до 41, не падая ниже этого значения. Даже такие условия мне показались комфортными: на релизе я играл в этот шедевр на RTX 2070 Super с 24-28 fps. Однако лучше все же пожертвовать качеством «светяшек».
Разумеется, никто не забирает возможность пощелкать переключателями и заточить графику под свой вкус. К примеру, отражения по умолчанию не активны ни в Low, ни в Medium пресетах. Однако их можно активировать, убрав экранные отражения и снизив качество глобального освещения, которое влияет на совокупное качество картинки куда меньше качественных RTX-отражений. Так счетчик fps можно вогнать в зону стабильных 50.
Разумеется, есть и возможность выкрутить на максимум все (кроме, пожалуй, режима Overdrive) ценой 30-40 кадров в секунду. Премиальный консольный экспириенс!
Эргономика и эксплуатация
Еще пара слов в заключение. Во-первых, извечная и известная беда игровых ноутбуков — это рабочая температура. Для этих игровых систем вполне нормально нагреваться по ходу дела до 80 градусов и выше, что обязательно почувствует ладошка геймера, расположившаяся на блоке WASD. Инженеры iRU 17ALC решили эту проблему филигранно: весь нагрев приходится на правую часть клавиатурного ряда, в то время как активная «геймерская» панель и прилегающие плоскости остаются едва теплыми. До этого я в течение нескольких лет пользовался игровым ноутбуком другого бренда из 2017 года — в нем подобное решение не было предусмотрено, и разница ощущается сразу.
Во-вторых, шум. Еще одно приятное удивление: даже в случае самых жестких нагрузок (в нашей ситуации это прогон Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей) никакой визжащей турбины самолета зафиксировано не было. Шум кулеров едва слышен — так, что в той же комнате с играющим вполне мог бы спать человек и даже не заметить работающей игровой системы. По сравнению с моей десктопной Palit RTX 3070 Ti разница феноменальная: в активном режиме ее кулеры раскручиваются так, что зрители стримов не дадут соврать — без глушилки NVIDIA Broadcast ушам становится напряжно. Хотя, казалось бы, десктоп и ноутбук. iRU удалось собрать тихую и мощную систему, которая нагревается в совершенно неощутимых для пользователя местах. А вот «тест на макбук» устройство, к сожалению, не прошло. Придется с этим как-то жить.
Итоги
iRU 17ALC — неплохое решение для геймеров, которым нужна достаточно мощная и мобильная игровая система, чтобы иметь возможность погонять в топовые тайтлы даже будучи в разъездах. Кроме того, ноутбук вполне подойдет в качестве основной машины для запуска игр в домашних условиях, если по какой-то причине нет возможности или желания собрать десктоп. Ноутбук справляется с актуальными играми на высоких настройках графики, не шумит и почти не греется в зоне контакта с рукой, лежащей на панели WASD. С учетом его цены в районе 100 тысяч рублей — предложение достаточно приятное. Впрочем, если нужен запас по мощности, лучше докинуть пару десятков тысяч и посмотреть что-то на базе RTX 4060 (или пожертвовать диагональю экрана).