Обзор Men of War 2. Операция «Пластилин» не в тылу врага
Оглавление Развернуть Ни шагу назад Вторая сверхскоростная В пламени брода нет Crew of War
Линейке военных RTS Men of War, более известной отечественным геймерам под именем «В тылу врага» в этом году стукнет уже 20 лет. История серии для неподготовленного игрока выглядит запутанно: полтора десятка игр и дополнений с неочевидной нумерацией и длинными подзаголовками, которые еще и получали новые названия при западном релизе. Впрочем, в среде любителей жанра принято считать, что лучшие годы франшизы остались еще где-то в нулевых. После серии спорных релизов Men of War 2 должна была стать новым началом. Не каким-то там второсортным аддоном от непонятных разрабов, а полноценным сиквелом от отцов серии — украинской студии Best Way. В идеале — точкой входа для новичков и поводом вернуться для старичков. В итоге расстроены, судя по отзывам, оказались и те и другие.
Ни шагу назад
Признаюсь: лично для меня эта франшиза всегда была дорога прежде всего диверсионно-разведывательными миссиями. Именитых военных RTS про масштабные баталии на рынке и без того было предостаточно, а Men of War выделялась именно этим. Когда у тебя под контролем пригоршня юнитов, но каждый — на вес золота. Когда нужно пройти через плотные ряды вражеской обороны с минимальными потерями и любой ценной выполнить миссию — подгадить в тылу, выведать полезную информацию, а может, даже угнать бронетехнику. Тут требовались не столько макроменеджмент и молниеносное кликание мышкой, сколько осторожность и методичность.
Со временем серия отошла от корней и все больше стала напоминать именно что типичную военную RTS с перестрелками десятков и сотен юнитов на линии фронта. В этом свете странно было видеть на обложках и в пресс-релизах знакомое имя. «В тылу врага» же! А не «На передовой»… Но это тот случай, когда от былой концепции осталось практически одно только название.
Окопались — отбились — в атаку! Вкратце формула победы здесь звучит так
Men of War 2 сходу дает понять, что на этом фронте особых перемен не предвидится. В центре внимания тут штурм и оборона позиций. Лобовые столкновения проходят с участием бронетехники, артиллерии, даже авиации и сил ПВО. Сдвижение линии соприкосновения с врагом вообще имеет ключевую механическую роль. А диверсии и разведка — ну, иногда встречаются. Иногда бывают важны и полезны. Иногда даже становятся целью отдельных внесюжетных миссий. И на том спасибо.
Что поделать? Фанатам старых частей остается принять такой путь франшизы как данность. Но возникает вопрос — а готова ли команда Best Way всерьез пободаться с современными мастодонтами жанра на их территории? Читай: не только с имеющей кучу собственных проблем Company of Heroes 3, а с народно любимой Call to Arms – Gates of Hell: Ostfront. Спору нет, на фоне сомнительно качества аддонов и спин-оффов Men of War вторая часть выглядит солидно — движок, как никак, подтянули. Но ощущения современной, дорогой и удобной военной RTS, способной вернуть серии былое величие и сходу перехватить на себя внимание любителей игр про Вторую мировую, совсем не производит.
Миссия по освобождению лагеря отрядом спецназа НКВД — редкий повод продемонстрировать навыки стелса
Вторая сверхскоростная
Первое, что бросается в глаза на местном поле брани — возросшая скорость всего происходящего. Авторы явно хотели добавить баталиям динамики, да только, кажется, переборщили. Даже пехота носится по полям сражений так, будто кормили ее исключительно «панцершоколадом». Лошади будто не замечают прицепленных к ним тяжеленных гаубиц. Что уж говорить о бронетехнике — на таких скоростях ей бы в танковом биатлоне участвовать. Но самое главное, что в таких условиях бывает очень сложно отследить, что творится на разных участках фронта. Тактической паузы в игре, если что, нет, ни в каком виде. Даже в синглплеерных режимах клавиша Escape баррикадирует экран менюшкой — не дают даже осмотреть инвентари солдат или почитать характеристики боевых машин, что уж говорить о раздаче приказов.
Иронично, что отчасти замедляет действо тупящий ИИ. Отряды не всегда выбирают оптимальный путь к цели, иногда подолгу и бесцельно блуждают в траншеях, иногда застревают в препятствиях, иногда криво используют укрытия. В последнем случае еще и приходится переживать — это просто анимация залагала или голова какого-нибудь пулеметчика действительно торчит в поле как пугало? В остальном же нездоровая тяга игры к излишней спешке проявляется даже в самых странных для этого местах. Скажем, при запуске сюжетных миссий вам даже не дадут спокойно прочитать текстовый брифинг — полоска загрузки заполнилась, значит, пора в бой.
И чем только кормят этих лошадей?
Спасением для тех, кто не привык подсчитывать количество своих кликов в минуту и зубрить наизусть все горячие клавиши, внезапно может стать кооператив. Видите ли, при относительно протяженной линии конфликта здесь почти всегда есть чем заняться. Обычно вообще приходится разрываться между несколькими вещами. Маневры боевой техники, рытье окопов и строительство укреплений, подвоз топлива и боеприпасов… Мне, как заслуженному казуальщику по части RTS, приходилось активно абьюзить сохранения, просто потому, что не хватало рук. Хорошая новость в том, что любую синглплеерную миссию можно пройти в компании до четырех человек, и игра в таком формате способна расцвести. Каждый занимается своим делом, поддерживая необходимые для слаженности коммуникации — красота. Если, конечно, есть друзья, готовые купить сыроватую военную стратегию за 1500 рублей.
Тут же как нельзя кстати придется режим прямого управления. Любой юнит можно переключить в ручной режим, чтобы управлять его движениями WASD’ом и целиться с помощью мыши. Пусть не новая идея, но в Men of War 2 она остается одной из самых притягательных фишек. При грамотном подходе ценность юнита вырастет в разы — и только благодаря вам! Кататься на бронетехнике и искать уязвимости в обшивках вражеских танков вообще одно удовольствие. Но, опять же, регулярно отвлекаться на один конкретный юнит посреди такой скоростной мясорубки без потери эффективности по всему фронту смогут только мастера мультизадачности. А вот в мультиплеере эта фишка ощущается максимально на своем месте.
Ручное управлеиние танком на время превращает игру в довольно специфический шутер от третьего лица
В пламени брода нет
Когда привыкаешь к скорости, на поверхность вылезает более фатальная проблема. Кажется, что разработчики не до конца определились, в какую именно точку на условной оси между хардором и казуальщиной они целят. В итоге Men of War 2 будто штормит из стороны в сторону. Вроде бы она предоставляет достаточно инструментов для добротной виртуальной войнушки: разнообразная пехота, танки, артиллерия, ПВО, юниты поддержки, разведчики, медики, корректировщики, парашютный десант… Сверх того — куча второстепенных, но важных механик, вроде рытья окопов, маскировки, расстановки баррикад и минирования. Но какие-то элементы проработаны с тщанием и требуют высоких стратегических умений, а какие-то сделаны будто для проформы (скажем, системы снабжения тут организованы даже казуальнее, чем в недавней Terminator: Dark Fate – Defiance). Обнаружение работает постоянно непостоянно, повреждения рассчитываются порой будто рандомно. В итоге не выходит ни реалистичной RTS, ни подпивасной стратежки для нубасов, вроде меня.
С определенной точки зрения это даже ставит игру в уникальную позицию — вот только кого она привлечет? Казуалы тут ошалеют от отсутствия паузы, неприветливого интерфейса и бешеной динамики. А прожженные ветераны жанра и милитари-гики удивятся тому, что орудие такого-то калибра не пробивает кучу мешков с песком и обзовут Men of War 2 возней пластилиновых солдатиков. Всяческие претензии на реализм разбиваются и об дубовую физику, и об фантастические параметры юнитов. Последние отчасти корректирует так называемый «реалистичный режим», но в корне картины и он не меняет. Зато удаляет кучу подсказок и индикаторов — вручную настроить их отключение, к сожалению, нельзя.
Вы не поверите, но при этом взрыве никто не пострадал
Все это печально, потому что у Men of War есть и явно положительные стороны. Например, достаточно контента. Три сюжетных кампании традиционно предлагают повоевать на стороне советов, союзников или фрицев. В добавок к ним идут две «исторических» кампании, основанные на реальных исторических событиях — прорыве на белорусском фронте 1944 года и знаменитой операции «Оверлорд». Есть еще кучка отдельных миссий с нестандартными задачами — итого почти четыре десятка карт. Сюжет глубоким не назовешь, и подается он максимально дешево — через катсцены на движке и довольно бессодержательные диалоги. Не обходится без штампов: в немецкой кампании нам предлагают историю офицера вермахта, который — вы не поверите — сам ненавидит нацистский режим, но вынужден сражаться, чтобы его страна уцелела и получила надежду на светлое будущее. Тем удивительнее, что его кампания оказалась прописана с куда большим вниманием к персонажам, чем другие.
Тем, кому и этого покажется мало, может приглянуться режим завоевания — бесконечно генерящиеся кампании с элементами пошаговой стратегии. Там перед вступлением в бой можно разместить армии на глобальной карте и изучить новые технологии. Оформлен он довольно страшновато, но с интерфейсами тут по всем фронтам творится черт знает что. На индикаторы бронепробития вообще без слез не взглянешь — они будто переехали из какого-то симулятора 90-х. В мультиплеере тоже хватает разнообразия. Помимо классического боя, в котором игрокам доступны все войска выбранной армии появился новый режим «Батальоны». Собственно, в нем приходится выбрать конкретный батальон из десятков вариантов, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Пока мета еще не устаканилась, экспериментировать с разными типами войск довольно весело. Впрочем, и тут не обошлось без червоточинки.
Пик постановки в местных сюжетных кампаниях выглядит так
Crew of War
Видите ли, в мультиплеере есть всякие разблокируемые штуки — отдельные отряды, единицы бронетехники, внутриигровая валюта. Все их можно разблокировать, выполняя по ходу игры определенные задания. И значительную часть этой прогрессии разработчики решили связать с синглплеером. Обернулось это самыми жуткими последствиями. Еще завидев надпись «Запрашивается локальный сервер» при входе в обучение, я заподозрил неладное. После отключения сетевого шнура опасения подтвердились. Men of War 2 требует постоянного подключения к серверу. Всегда. Для всех режимов. Даже для обучения, даже для изучения внутриигровой энциклопедии юнитов.
Наградой за победу в одной из миссий стал вылет в лобби с таким окошком. Соединение-то овсстановилось, а вот прохождение не засчиталось
Что это значит, ценители современного игропрома? Во-первых, любые неполадки с серверами на стороне издателя сделают игру недоступной для всех покупателей. В том числе в процессе прохождения. Любой лаг, рассинхрон — попрощайтесь с достигнутым прогрессом и надейтесь, что последний сейв был недавно. Привет, PayDay 3. Во-вторых, никто не гарантирует, что в один прекрасный день Men of War 2 просто не забросят в неиграбельном состоянии навсегда, и о ее существовании будет напоминать только серая строчка в вашей библиотеке. Привет, The Crew. Авторы конечно, обещают добавить автономный режим для синглплеера, но пока положение дел выглядит как минимум тревожно. Особенно в свете последних событий в индустрии.
Ради чего стоит играть:
- Достаточно контента как для синглплеера, так и для онлайна
- Разнообразные и реиграбельные мультиплеерные режимы
- Подойдет для кооперативного прохождения
- Множество боевых подразделений
- Режим прямого управления юнитами все еще доставляет
Что портит удовольствие:
- Общая хаотичность происходящего
- Метания между казуальным и хардкорным подходом к жанру
- Требование постоянного подключения к серверам даже для синглплеера
- Топорная физика
- Тупящий ИИ
- Неудобный интерфейс
- Большую часть времени мы снова не в тылу врага
Релизный трейлер Men of War 2. вышла никак не провальной, но откровенно средней RTS, которой будет проблематично найти свою аудиторию. Остается надеяться, что ситуацию хотя бы частично починят патчами. Местами видно, что в игру действительно было вложено много стараний, совсем не хочется, чтобы она сгинула совсем уж безвестно. Но чтобы вытянуть ее в высший эшелон жанра, придется приложить еще немало сил: допиливать физику, анимации, интерфейс, ИИ. В нынешнем же состоянии игру затруднительно рекомендовать как новичкам, так и фанатам.