VerVil.ru
Всё про игры.

Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

0 44


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

Оглавление Развернуть Jedu takhle tábořit škodou sto na Oravu… Не хуже, чем в 1996-м Коричневое небо, коричневое море

Колоссальный наплыв ретро-шутров и не думает утихать. Инди-разработчики скопом рванули в некогда востребованный жанр, сделав его пренасыщенным — вот ведь ирония. Сегодня все чаще приходится слышать, что подобные игры уже задолбали. А каждому новому проекту уже недостаточно солидной механики стрельбы и левелдизайна, чтобы выделиться на общем фоне. Приходится делать что-то экстраординарное. Что ж, HROT не медлит с выкладыванием козырей. Только в первом эпизоде из трех вам тут предлагают сражаться с лошадьми в противогазах, ожившим трактором, гимнастическим козлом, огромной макакой, превратившимся в паука-мутанта генеральным секретарем коммунистической партии Чехословакии Клементом Готвальдом… И на этом безумие только начинается!

Jedu takhle tábořit škodou sto na Oravu…

Во время прохождения HROT возникает множество разных эмоций. Эта игра способна как насмешить, так и напугать. Отдельными эпизодами она вызывает умиление, а куда чаще — отвращение. Она умеет заставить медленно продвигаться вперед, по шажку и затаив дыхание, или нестись вперед на полной скорости в режиме берсерка. Но, пожалуй, главное впечатление от этой игры, не отпускающее даже после прохождения, заключается в том, насколько она странная. Возможно, самая странная среди бумер-шутеров, добравшихся до релиза и получивших какой-никакой хайп.

Мне на ум приходит лишь одна схожая по антуражу игра, способная посоревноваться с HROT по градусу безумия. Возможно, кто-то из вас застал треш-шутан из середины нулевых You Are Empty от украинских разработчиков. Ну или по крайней мере видел яркую обложку со скелетом-красногвардейцем. Эта игра использовала позднесоветскую эстетику в духе угара перестроечного кино. Мешанина из знакомых образов преподносилась в искаженном, гротескном виде, и замешивалась с образами очень даже оригинальными — например, ордой куриц-переростков в качестве врагов. Вот и HROT действует в подобном ключе. Только механически это классический бумер-шутер в лучших традициях жанра, а действие разворачивается на территории социалистической Чехословакии.


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

На этой лошадке покататься не выйдет

Уникальный сеттинг — сильнейшая сторона игры, которую до конца смогут оценить, пожалуй, только жители стран Варшавского договора. Даже если вы думаете, что ничего не знаете о социалистической Чехословакии. Панельные домики, гаражные кооперативы, дворцы спорта и парки, поликлиники и кинотеатры, станции метро с барельефами вождей мирового и локального пролетариата… При общем грубом минималистичном стиле HROT умудряется вмещать множество характерных и очень метких деталей, вызывающих бурю чувств, в которой находится место и ностальгии, и умилению, и жалости. Тут даже пузатые телевизоры в тесных квартирах покрыты вязаными салфетками, как завещали прабабушки. Если бы рядом нашелся пульт дистанционного управления, то он точно был бы облачен в целлофановый пакет.

При этом сеттинг до самого конца так и не складывается в какую-то целостную картину и оставляет впечатление, наведенного воспоминания или сновидения. Как и во сне, здесь все кажется знакомым, но лишь на поверхности, прежде чем этот мир отряхнет штукатурку со стен и откроет свою пугающую натуру. Это словно сборник ночных кошмаров советского школьника или игровая адаптация страшилок из пионерского лагеря. Идешь ты по пустой площади, заходишь ты в усыпальницу главы коммунистический партии, подходишь к саркофагу, но он почему-то оказывается пуст! На уши давит тягучий эмбиент, а с потолка на тебя уже глазеет уродливое нечто на тонких лапках… К счастью, в отличие от большинства кошмаров, HROT снабжает игрока всем необходимым, чтобы столкнуться с ужасом лицом к лицу. И под «всем необходимым» я прежде всего имею в виду двустволку.


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

Домашний уют!

Не хуже, чем в 1996-м

Механически схожесть HROT с первой Quake видна невооруженным глазом по любому трейлеру, и геймплей полностью подтверждает это впечатление. Я грешным делом даже подумал, что тут, как и в Wrath: Aeon of Ruin, используется классический и доработанный Quake Engine, но нет — игра работает на собственном движке, изначально созданном автором-одиночкой под ником Spytihněv для эмуляции старых шутеров. Стоит отдать ему должное: попадание — точно в цель. Физика мира, ощущение от стрельбы и перемещения персонажа воспринимается так, будто перед нами ремастер какого-то неизвестного истории винтажного хита. Не хватает только распрыга. И мультиплеера, чтобы этот распрыг абузить.

Зато арсенал пушек тут полностью в традициях классики. И это можно считать как плюсом, так и минусом. С одной стороны, в наборе оружия из современных бумер-шутеров мы уже привыкли ждать какой-то уникальной фишки. Но с другой стороны, все пушки ощущаются так же знакомо, и работают ровно так, как от них ожидаешь: очень приятно. Пара пистолетов, эпично подбрасываемых в воздух при перезарядке, дробовик, двустволка, автомат, снайперский арбалет, гранатомет, наземные мины… которые бесполезны ровно настолько, насколько кажется. Есть прикольная электропушка, похожая на аналог из Quake 2, только здесь разряды тока, посланные в одного супостата, переносятся на ближайших к нему сородичей. И еще какое-то чудо чехословацкой техники, замещающее тут BFG — патроны находятся редко, но один залп порой зачищает от врагов целый экран.


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

Восточноевропейский шутер не мог обойтись без босса-вертолета

В чем HROT точно делает шаг вперед относительно своих корней, так это в бестиарии и левел-дизайне. Пусть большую часть армии зла тут составляют стандартные «челы с дробовиками», «челы с автоматами» и «челы с гранатами». Но при этом практически каждый уровень представляет какого-нибудь уникального врага. Тут против вас может обратиться любой элемент интерьера, за каждым поворотом может ждать жуткое нечто, вроде ставших символом игры лошадей в противогазах. Некоторые сволочи способны удивить своими приемами: скажем, внезапным телепортом за спину или атакой, снижающей поле зрения. А общее число типов вражин переваливает за полсотни — может и не уровень POSTAL: Brain Damaged, но все равно впечатляющая работа.

Дизайн локаций вообще близок к безупречному. Во-первых, он довольно интуитивен — блуждать особо не приходится, а на помощь при поиске многочисленных «секреток» всегда можно вызвать удобную авто-карту. Во-вторых, ни один из двух с половиной десятков уровней не ощущается лишним и не роняет планку качества. Напротив — многие из них запоминаются какими-то особенными фишечками. Где-то вам преложат покататься на мотоцикле или тележке, сбивая врагов аки кегли, где-то — собрать собственную мини-армию очаровательных песелей, виляющих хвостиками и яростно грызущих врагов. 


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

Даже аттракцион из луна-парка может оказаться враждебным

Но даже во время стандартного исследования местности стоит ждать сюрпризов. Излюбленный прием автора — подсунуть игроку какую-нибудь знакомую конструкцию, но так, чтобы она работала совсем иначе. Есть у нас ключ, есть замочная скважина, есть дверь. Сунешь ключ в замок — дверь откроется, так ведь? В этой игре — совсем необязательно. Может, вокруг вас расступятся стены или провалится пол… Примитивный пример, но я привожу его лишь для иллюстрации: главные сюрпризы HROT лучше пережить на себе. Скажу лишь, что это первая за долгое время игра, которая заставила меня среди ночи завопить в экран матом от неожиданности и испуга.

Коричневое небо, коричневое море

Впрочем, рекомендовать HROT всем и каждому мешает ряд факторов. И речь не только о серо-коричневой гамме, в которой выполнена вся игра. Гораздо более серьезным отталкивающим элементом может стать количество всяких мерзостей. Это явно осознанное творческое решение, не зря даже финальный эпизод тут называется «Гастроскопия». Человекоподобные враги без видимой причины периодически блюют, а спуск в отходную яму дачного сортира со всеми сопутствующими аудиовизуальными эффектами для главного героя — привычный маршрут. Особо нежным геймерам в спятившей Чехословакии делать нечего, но даже у закаленного всякими боди-хоррорами игрока порой может возникнуть резонный вопрос «Ну и зачем это в игре?»


                    Обзор HROT. Бодрый бумер-шутер в околосоветском сеттинге с зашкаливающим градусом безумия

Но иногда игра по меркам своего стиля выглядит прямо симпатично

И еще одна мелкая механическая придирка — по ходу прохождения уровня игроку регулярно придется собирать различные ключи. Самих ключей в игре около пяти разновидностей и столько же соответствующих им замочных скважин. И они довольно мало отличаются между собой — еще раз спасибо обесцвеченной палитре. В идеале в подобных играх при нахождении очередного ключа в голове должно щелкать: «Ах, вот, куда мне дальше идти!». Но вместо этого приходится думать, какую из пройденных ранее закрытых дверей эта хрень открывает. Неудобно!

Релизный трейлер HROT

Ради чего стоит играть:

  • Крепкая механика стрельбы
  • Изобретательный левел-дизайн
  • Разнообразный и совершенно сумасбродный бестиарий врагов
  • Оригинальный антураж с кучей характерных деталей, до конца понятных только жителям стран восточного блока
  • Игра регулярно удивляет, пугает, вызывает отвращение и заставляет сомневаться в душевном здоровье автора (но скучать точно не придется)

Что портит удовольствие:

  • Каких-то особенно оригинальных пушек в местном арсенале вы не найдете
  • От засилья серо-коричневых цветов может стать тошно
  • Очень легко запутаться в типах ключей, необходимых для прохождения
  • Много мерзостей, связанных с телесными выделениями

Итог

Отличный ретро-шутер в уникальном сеттинге спятившей социалистической восточноевропейской страны особенно порадует любителей «эстетики панелек» и советского конструктивизма. Странный, гротескный, провокационный, местами откровенно трешовый, но чертовски запоминающийся, HROT дает повод следить за еще одним автором-одиночкой в жанре.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии