Обзор Ghostrunner 2. Превосходный сиквел — по крайней мере, план был такой
Оглавление Развернуть Казуалам тут все еще не рады Интересно, а «Хагакурэ» они читали? Быстро и больно, но до чего же зрелищно! Кибер-конь для кибер-самурая Ты готов стать спидраннером?
Первая часть Ghostrunner подарила нам незабываемый опыт киберпанкового слэшера от первого лица. Слэшера бескомпромиссного, динамичного и очень хардкорного. По статистике его смогли пройти всего 25% игроков в Steam — скромная четверть. Как-то само собой напрашивалось, что в сиквеле разработчики должны подстелить соломку для казуалов, но они не прогнулись и сохранили ДНК оригинала. По душе ли нам такой подход? Вот давайте вместе и разберемся!
Казуалам тут все еще не рады
Содержание статьи:
Студия One More Level известна своей теперь уже серией игр Ghostrunner — и только ей. Аугментированный с головы до пят самурай Джек, который одинаково успешно справляется с шинковкой врагов и комплексным паркуром, насобирал себе поклонников еще в 2020 году. И речь идет преимущественно об умелых и ценящих вызов геймерах, ведь обычным игрокам местный геймплей показался слишком уж требовательным — хелсбар мизерный, убивают быстро, скорости дикие и даже DOOM Eternal на фоне Ghostrunner ощущается усталым шутером с подагрой.
Первая игра в серии оказалась настолько масштабной и амбициозной, что над ее элементами работали сразу четыре команды: помимо уже упомянутой One More Level, издатель задействовал ресурсы 3D Realms, Slipgate Ironworks и All in! Games. В итоге у этого ансамбля получился хит с продажами в виде 2,5 миллионов копий. Несмотря на такой успех, сиквел был рисковой задумкой: как уже говорилось ранее, большинству игроков сложность оказалась не по зубам. А если люди не смогли пройти игру, вряд ли они купят вторую часть.
Трейлер с анонсом PS5 версии
Впрочем, анонс сиквела все равно привлек достаточное внимание и собрал целых 400 тысяч просмотров — отличные цифры для нишевой в целом игры. Продолжение сделали быстро, отрезав все лишнее от первой части и сохранив эссенцию оригинала: драки должны быть максимально смертоносными, а перемещение в пространстве — максимально свободным. Джек по-прежнему погибает чуть ли не от любой шальной маслины, ставя крест на наших мечтах о танкующем киберниндзя. Изи-мода здесь нет, так что если челленджи вам не по душе — лучше сразу пройти мимо.
Интересно, а «Хагакурэ» они читали?
Если помните первую игру, то она закончилась тем, что Джек, он же гоустраннер #74, освободился от виртуальных цепей ИИ «Киберпустота» и стал независимым киборгом со свободой воли. И теперь он готов помогать сбрасывать оковы другим, начиная с жителей Дхармы: это город-башня, который находился под гнетом Киберпустоты, но Джек помог жителям стать такими же свободными, уничтожив Хозяйку Ключей. Тем самым Джек спас остатки человечества.
После нас на локациях остаются груды тел вперемешку со сгоревшей плотью и взорвавшимися микрочипами
Сиквел рассказывает историю в том же самом сеттинге через год после событий оригинала. На сцену выходят новые злодеи — группировка Азура. Эти живущие по своему кодексу Бусидо полулюди-полуроботы ненавидят кожаных мешков еще сильнее, чем Хозяйка Ключей, которая держала тех в рабстве. Цель Азуры проста: уничтожить человечество и заменить его своими механизированными собратьями. Вот такой сюжет. В распоряжении Азуры передовые технологии и жестокие боссы, так что иди-ка ты, Джек, освобождай нас по новой. Серьезно, лидер сопротивления Коннор обратился к герою за помощью, чтобы он в одиночку дал отпор возникшей буквально из ниоткуда (в первой части не было ни намека) фракции суперзлодеев.
Да, в Ghostrunner 2 есть кат-сцены, а у персонажей — мотивация, но в целом местный нарратив оставляет скорее гнетущее ощущение. У первой части был свой стейтмент, свой месседж и своя внутренняя логика. Сюжет в сиквеле похож на порнофильм, где завязка сойдет совершенно любая. Хотя, стоит отдать должное, соблюдающие особый кодекс роботы-самураи выглядят интересно. Это осознается, когда первый же поверженный босс Ариман совершает ритуальное самоубийство, протыкая «материнскую плату» у себя в животе.
Азура — злодеи со своим необычным кодексом, который они называют Бусидо (не путать с традиционным бусидо!)
Быстро и больно, но до чего же зрелищно!
Пройдемся по основным вводным. Сиквел ждали три года, и он наотмашь врезал по зубам всем тем, кто не готов страдать в попытках пройти раз за разом один и тот же уровень. Если в первой части настоящая игра начиналась после лайтового вступления, то в сиквеле нас практически без промедлений отправляют на бойню. «Не ждите, что будет легко», — словно говорят авторы после вступительных раскланиваний.
Но стоит захотеть разобраться в игре, то она явит свои лучшие черты. Помните бешеные рывки человека с ногой-бензопилой из недавней Turbo Overkill? Тут мы носимся между интерактивными объектами на аренах еще шустрее. Нравится паркур в Mirror’s Edge? Джек мастерски справляется с любыми дабл-джампами и воллранами, а остальные способности открывает по ходу прогрессии.
Дебютного босса, Аримана, вы встретите на удивление быстро. Интернет полон гайдами о том, как же победить первого серьезного противника в игре
Цените расчлененку из Shadow Warrior 3? Враги зрелищно теряют конечности и разлетаются на кусочки. И так далее — каждый работающий элемент Ghostrunner 2 словно взят из обожаемого всеми шутера, который успели подзабыть за давностью лет. Комбинация из требовательного платформинга и жестких боев активирует нужные нейроны, и ты превращаешься в ожившее оружие с киберкатаной и сюрикенами, пробивающими металл.
Кибер-конь для кибер-самурая
Но все это мы так или иначе видели раньше. Действительно новая вещь в игре ровно одна: байк. Доступ к нему мы получаем где после первых полутора часов игры, и железный конь остается с нами до победного конца, хоть и недоступен в некоторых миссиях. Чуть-чуть познакомиться с байком дают уже в демке, но полноценные гоночные секции есть только в финальной игре.
С появлением мотоцикла Ghostrunner 2 преображается в лучшую сторону. Да, с байком до сих пор возникают глюки, есть кувырки и провалы в текстуры, но в целом сама реализация ничуть не хуже эталонных байкерских секций из Ion Fury: Aftershock. Гонять на этом кибер-мотоцикле можно и по стенам, и по потолку, и совершать различные типы атак и приемов во время езды. Наше любимое — подпрыгивать над различными лазерными препятствиями, подтягиваться к байку в прыжке и точно приземляться обратно в седло.
Нововведение со скоростными поездками не чувствуется искусственной фишкой ради фишки, и секвенции с байком красиво вплели в геймплей — особенно когда мы на всех парах уезжаем от гигантского робота-червяка, а затем проезжаем по его «внутренностям». Проблема в том, что управлять байком не так-то просто, и любая авария превращается в смерть. На высокой скорости разбиться как раз плюнуть, а значит, вы будете раз за разом привыкать к бешеной динамике и хрупкости нашего протагониста. Тем более, что мир вокруг динамичный: препятствия появляются в реальном времени, и самое частое среди них — какие-нибудь сдвигаемые створки ворот, в которое еще надо протиснуться на лету.
Делать скриншоты некогда, поэтому на всех картинках всюду раскиданы трупы
Кстати, байкерские поездки открыли доступ еще к одной новой вещи. Первая часть Ghostrunner очень линейна, это буквально набор арен с общим сторилайном. В сиквеле авторы сделали полуоткрытый мир, когда в некоторых миссиях у нас есть несколько развилок и маркеров, куда можно двигаться дальше. На полноценный опен-ворлд это, само собой, не тянет, но добавляет вариативности при исследовании локаций за пределами Дхармы. Совсем забыли сказать — киберпанковые холлы города-башни быстро заканчиваются, и в сиквеле нам отдают на откуп мир за пределами городских стен.
Ты готов стать спидраннером?
Но вообще, тут есть к чему выдвигать претензии. Иногда складывается впечатление, что игру доделывали в спешке. Есть чисто технические проблемы: то текстуры персонажей не прогружаются, то музыка пропадает, то автосохранение глючит и Джека восстанавливают посреди боя. За это игру уже прозвали Bugrunner 2.
Также ей не хватает лоска и какой-то вылизанности, отполированности — да, этим же грешили все недавние AAA-релизы, от Phantom Liberty до Alan Wake 2, но в сиквеле мы видим огромное количество ассетов из первой части. Честное слово, за первый час игры кажется, что играешь в масштабный аддон для проекта 2020 года. Чувство может оставаться до тех пор, пока не дадут доступ к байку и новому типу способностей «Шквал», позволяющему сперва отталкивать врагов, а затем подтягиваться к ним, быстро перемещаясь в пространстве.
Нужно отдать должное эстетике GR2, которая местами выдает пейзажи уровня «Бегущего по лезвию»
За общее техническое состояние Ghostrunner 2 разработчиков уже активно ругают на форумах. Первая часть себе этого не позволяла, а сиквел вышел кривоватым и косолапым сверх нормы. Доходит даже до того, что метки для крюка-кошки будто бы не сбалансированы и расставлены так, что нарушают флоу, то есть неразрывную динамику передвижения по уровням. В первой части был продуман каждый маркер, каждая точка для бега по стене, в то время как сиквел увеличил количество инструментов для движения и атак. При этом куда-то потерялся баланс, сохраняющий интерес игрока и удобство использования этих предметов.
Сиквел дает нам слишком много всего, но левел-дизайн не всегда учитывает индивидуальные способы прохождения. Первой части геймплейный аскетизм шел на пользу. В сиквеле стало слишком много всего, и она трещит под этим весом. Поэтому ситуации, когда ты разбиваешься на байке или врезаешься в препятствие во время паркура, в Ghostrunner 2 происходят сплошь и рядом. Не то чтобы раньше такого не случалось — просто сложно было обвинить в этом кого-либо, кроме себя.
Релизный трейлер Ghostrunner 2
Ради чего стоит играть:
- Суть первой части сохранили и разбавили новыми трюками
- Крайне высокая динамика
- Чувство эйфории после прохождения сложных секций
- Куски тел красиво летят в разные стороны
- Самобытный слэшер, который впрямь ни на что не похож
Что портит удовольствие:
- Раздражающие баги там и сям
- Нет послаблений и компромиссов для тех, у кого плохо со «скиллухой»
- Проект выпустили раньше, чем закончили полировку и QA
- Короткая продолжительность: кампания проходится за 6 часов
Итог
Шутка про Bugrunner 2 вполне справедлива — техническое состояние проекта хоть и не плачевное, но близко к такому. Играть прямо сейчас мы точно не советуем. Вот как только новинку исправят патчами, это будет один из самых драйвовых экшенов года на одном уровне с Turbo Overkill или Ion Fury: Aftershock. Но до эталона, коим можно считать первую часть, игра уже не дотянет в любом случае. Если в оригинале был продуман каждый дюйм игрового пространства, то в сиквеле просто навалили всего того же да погуще — и поездки на байке по стенам, и боссов с Бусидо, — только сбалансировать все это так, чтобы игроку не было дискомфортно, не удалось. Про наплевательское отношение к QA-тестировке и говорить не хочется, просто надеемся, что авторы извлекут выводы из негативных пользовательских отзывов.