Обзор FAITH: The Unholy Trinity. Восьмибитный хоррор-шедевр 2022 года, который играется на удивление свежо и действительно пугает
Мы знаем, что вы подумали, глядя на скриншоты. Мы знаем, что дешевые инди-хорроры, сделанные на коленке, всех заколебали. Но не обманитесь, FAITH — нечто куда большее. Любители необычных ужастиков давно взяли ее на карандаш: разработчик-одиночка, известный под ником Airdorf, разрабатывал свой проект мечты более пяти лет, а первый играбельный билд представил еще в 2017-м. Совместив угловатую пиксельную графику с ультраплавными анимациями, он еще тогда навел страху на многих игроков оригинальным дизайном монстров и филигранно исполненными жанровыми приемами. До кучи игра рассказывала весьма интригующую мистическую историю о демонах и призраках. Полноценный релиз подоспел к минувшему Хэллоуину: сюжетная линия получила логическое завершение, а количество контента разрослось примерно в три раза. И пусть FAITH на первый взгляд по-прежнему можно принять за какую-то малобюджетную разработку из середины 80-х, на поверку она ощущается удивительно свежо и в 2022 году.
Во имя Матери, Дочери и Нечистого Духа, Mortis
Содержание статьи:
«Несвятая троица» в подзаголовке упомянута неслучайно: релиз представляет собой сборник из трех коротеньких игр, объединенных общей тематикой, персонажами и сюжетом. На дворе середина 1980-х — период, когда в западном обществе особенно силен был страх перед всякой дьявольщиной. Наш герой — католический священник средних лет Джон Уорд, которому однажды довелось поучаствовать в обряде экзорцизма над девушкой из провинциальной семьи. Юная особа вдруг стала вести себя странно: говорить чужим голосом, двигать предметы… Кто смотрел «Изгоняющего дьявола», сразу поймет, в чем тут дело.
В компании опытного наставника Джон отправляется на дело, но разумеется, все идет не по плану, и последствия приходится расхлебывать игроку. Демонические сущности пробираются в человеческий мир, дергающий за ниточки таинственный культ расчищает дорогу к приходу Антихриста, трупы множатся, кровь льется рекой — и вскоре встает вопрос уже не о спасении конкретной души, но о судьбе всего мира.
Проклятый старый дом
Чисто механически FAITH — это экшен-адвенчура с видом сверху. Управление минималистично донельзя и напоминает даже не восьмибитные игры, а времена Atari 2600: у нас есть крестовина для перемещения и одна единственная кнопка действия. Казалось бы, как на основе такой схемы можно сделать сколько-нибудь интересный по сегодняшним меркам геймплей? При толковом дизайне — еще как можно!
Помимо стандартного для приключенческих игр исследования локаций, сбора проясняющих сюжет записок и разгадывания головоломок, значительную часть геймплея составляют сражения с монстрами. И местная боевка умудряется держать в напряжении минимумом средств даже при общей неторопливости геймплея. Огнестрела при себе Джон не носит, поэтому главным оружием в его руках становится распятье, вполне эффективно поражающее нечисть на небольшом расстоянии. Этакий животворящий автоматический дробовик, который не просит патронов и работает на чистой силе веры в Господа.
Демон хочет поиграть в салочки
Но и враги без дела не сидят! Армия тьмы наполнена множеством оригинальных жутких тварей, которые потребуют от святого отца индивидуального подхода. Кто-то нападает исподтишка и сломя голову несется на пастора в лоб, кто-то атакует на расстоянии, кто-то дразнит обманными движениями и задействует в битве элементы окружения, а поединки с боссами вообще способны обратиться в заправский bullet hell. Смерть здесь почти всегда наступает от одного удара, поэтому важно заблаговременно уворачиваться от демонических атак и заучивать паттерны поведения разных чертей. К счастью, чекпоинты разбросаны по локациям довольно щедро, так что у вас всегда будет шанс отомстить.
Подолгу блуждать без дела тут не приходится: игра то и дело подкидывает какую-нибудь новую загадку или вываливает жуткую сцену. То вам приходится убегать от спрятавшегося в зеркале демона, то ловить невидимого обитателя лифта. В игре полно секреток и необязательного контента, включая опциональных боссов. Сюжет, к слову, нелинеен: каждая из трех глав может привести к разным концовкам, некоторые из которых позволяют взглянуть на всю историю под новым углом. Но какой бы маршрут вы ни выбрали, финал всей трилогии в любом случае будет эпичен! Однако даже при всех вышеперечисленных достоинствах FAITH оставалась бы просто компетентной экшен-адвенчурой в ретро-стиле с неплохим сюжетом. Если бы не ее поистине шедевральная эстетическая составляющая.
Приступать к трапезе без молитвы — грешновато
Демоны в голове
FAITH сходу подкупает своим визуалом, и это внушительное достижение в эпоху, когда закосы под закосы под восьмибитную графику стали общим местом. К счастью, господин Airdorf не стал ограничиваться слепым копированием эстетики игр 80-х, а создал крайне самобытный микс из старого и нового. Большую часть прохождения игра действительно маскируется под классические адвенчуры с NES или маломощных компьютеров уровня Commodore 64: тут вам и угловатые пиксели, и квадратная картинка, и чересстрочная развертка изображения. Но это не только умелая стилизация, но еще и отвлекающий маневр.
Вторая составляющая авторского стиля раскрывается во время кульминационных моментов: сюжетных вставок, пугающих выпрыгиваний из темноты и встреч с монстрами. Они представлены в виде коротких и эффектных кат-сцен с анимациями, созданными в технике ротоскопирования. То есть автор снимал себя на камеру, отыгрывая всех персонажей по очереди, а потом покадрово перерисовывал все в графическом редакторе. По статичным скриншотам понять, какой это производит эффект, попросту невозможно, так что сделайте себе одолжение и посмотрите один из трейлеров:
В итоге на игрока разом обрушиваются сразу две проверенные временем жанровые стратегии. Прежде всего, правильно поданный пиксельный хоррор — это уже само по себе довольно эффектно. Большинство любителей жутких игр со стажем согласятся: редкие сегодняшние ужастики могут сравниться по силе эффекта с первым впечатлением от ранних частей Resident Evil или Silent Hill, при том что графика с тех пор шагнула далеко вперед. Но когда картинка лишена деталей, сознание само дорисовывает облик чудовища, а этот воображаемый образ способен оказаться страшнее самых реалистичных зомби и ксеноморфов. Поток инди-хорроров в стилистике ретро вызван не только желанием сэкономить на разработке, но и обмануть мозг игрока, заставив его напугать самого себя. Что у FAITH получается делать с завидным постоянством, но на этом автор не останавливается.
Если закрыть глаза, оно не исчезнет
Используя анимации на основе реальных видео, Airdorf проделывает трюк в духе эффекта зловещей долины, совмещая нечто мгновенно узнаваемое с чем-то непривычным и чуждым. Эти ролики подчас проигрываются в самый неожиданный момент и длятся считанные секунды, так что игрок даже не успевает их как следует разглядеть. Но эффект от них будет длиться гораздо дольше. Движения и гримасы монстров напоминают человеческую мимику и пластику, но при этом перед игроком предстают демоны со зловещими ухмылками и изуродованными телами. К тому же плавность катсцен кажется неестественной на фоне корявой графики. Смешанные сигналы запутывают игрока и производят крайне неуютное впечатление сродни тому, что можно почувствовать, увидев в полумраке похожий на человека силуэт. И только захочешь присмотреться попристальнее, чтобы развеять свои тревоги, как он бесследно скроется во тьме. А мысли о нем останутся с тобой.
Что-то странная у вас улыбка, Отче
Звуковой дизайн подхватывает это начинание. На фоне то и дело играют знакомые всем с младых лет классические мелодии, включая «Лунную сонату» Бетховена и «Гноссиенны» Эрика Сати. Но в таком виде вы едва ли когда-то их слышали. Минималистичные синтезаторные аранжировки далеки от привычных оркестровок, что ставит барьер на пути к мгновенному распознаванию — и на время оставляет в сознании игрока еще одну загадку. А все реплики в игре озвучены оцифрованными роботизированными голосами с помехами и режущими слух пиками частот. Спокойные диалоги между героями и вопли чудовищ звучат одинаково неестественно. Это не только сбивает с толку, но и еще больше стирает т без того размытую в реальности игры грань между человеческим и демоническим.
Не введи нас в искушение, но избави нас от ноугеймса
Есть ли, к чему тут придраться? Только по мелочам. Обилие текстовых записок выглядит родовым атавизмом приключенческих игр, но требовать от автора придерживаться повествования исключительно через окружение, сценки и геймплей было бы, пожалуй, слишком сурово. Тем более, что и в этих записках запрятана пара очень эффектных сюрпризов. В целом компетентный и интригующий сюжет несколько провисает в середине. А наш ненадежный рассказчик в лице Джона порой оказывается даже чересчур ненадежным. Без слепых пятен история не обходится — какие-то вещи придется додумывать самому, а некоторые такое не любят. Но спешим повторить: блистательная точка в финале всей трилогии вряд ли вас разочарует.
Отец Гарсия — самый харизматичный персонаж игры и Гигачад уровня Думгая
В остальном FAITH — настоящее сокровище среди инди-хорроров, которое хочется рекомендовать всем и каждому. За исключением тех, кто совсем не выносит пиксельной графики и религиозно-мистических сюжетов. Отдельного уважения заслуживает политика издателя New Blood, который не почивает на лаврах спасителя ретро-шутеров после успехов DUSK и AMID EVIL, а экспериментирует с жанрами и находит все новых и новых талантливых инди-авторов. Между тем, Airdorf уже вовсю намекает на возможное продолжение истории о вечной битве сил света с неописуемым ужасом. А значит, следуя долиной смертной тени, не убоимся мы зла и будем ждать сиквел.
Ради чего стоит играть:
- Уникальный визуальный стиль, выделяющийся на фоне тысяч пиксельных игр
- Мрачный сюжет в лучших традициях историй про демонов и экзорцизм
- На удивление компетентный геймплей для однокнопочной игры
- Выдающийся саунд-дизайн с ласкающими ушки голосовыми синтезаторами
- Множество секретов и опционального контента
- Дико эпичные и доставляющие концовки
- В папке с игрой лежит куча мемов и бонусная мини-игра
Что портит удовольствие:
- Темп повествования во втором акте ощутимо провисает
- Любителям реалистичного графония здесь не место
Трейлер FAITH: The Unholy Trinity. Источник: New Blood Interactive
Итог
FAITH: The Unholy Trinity — это уникальный авторский хоррор с оригинальным стилем, кучей эффектных сцен, интригующей историей и компетентным геймплеем. Плод многолетних трудов мастера-одиночки, обязательный к ознакомлению всем любителям жанра, способным переваривать восьмибитную графику. И без шуток, возможно, самая страшная игра в 2022 году.