Обзор DUSK
Платформы: PS4 Разработчик: Издатель: New Blood Interactive Жанры:
FPS shooter
Изначально DUSK вышел в раннем доступе Steam, где была представлена часть контента с претензией на популярность. Как результат, авторам удалось привлечь целевую аудиторию и выпустить полную версию в декабре 2018 года. С тех пор прошло пять лет.
DUSK посетил пользователей Windows, macOS и Linux, появился на Nintendo Switch, а теперь заглянул на PlayStation 4. Практически все очевидцы шутер хвалят, а многие журналисты выставляют ему наивысшие оценки. Чем примечателен проект и кому стоит в него играть, читайте ниже.
Идея выпустить DUSK принадлежит американскому разработчику Дэвиду Шимански. Заручившись поддержкой компании New Blood Interactive, он создал ретро-игру с нарочито упрощённой графикой и геймплеем в духе классических шутеров середины 1990-х, включая такие столпы жанра, как Quake, Doom и Hexen.
Дело в том, что в детстве Шимански не обладал мощным компьютером, поэтому пока его 14-летние сверстники играли в современные игры, будущий разработчик проводил время за Doom и Half-Life. Взяв за основу движок Unity, Шимански постарался воссоздать на нём любимые развлечения детей конца прошлого века.
Чтобы подчеркнуть серьёзность ситуации, в качестве начальной заставки DUSK использует шуточный экран загрузки под названием fakeDOS 6.66 с характерными звуками работы жёсткого диска и просьбой подключить наушники для аутентичности.
Разработчик попытался максимально состарить игру, используя текстуры низкого разрешения и ограниченную цветовую гамму. В качестве источников вдохновения Шимански использовал Duke Nukem 3D, Blood, Shogo: Mobile Armor Division, Aliens versus Predator, Thief: The Dark Project, Deus Ex, Condemned: Criminal Origins и «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».
Вышедшие с 1993 по 2001 год проекты так или иначе повлияли на видение автора. В ход пошли заимствования из фильмов «Техасская резня бензопилой», «Сталкер» и других жанров. Например, один из уровней в DUSK построен по образу локации из ролевой Planescape: Torment. В итоге творение Шимански оказалось просто-таки напичкано «пасхалками», в том числе предметами из реальной жизни: однажды школьник прислал разработчику по электронной почте рисунок, который в последствии был оцифрован и перенесён в игру.
Не отстаёт от геймдизайна общая концепция, созданная по заветам Джона Кармака. «Сюжет в игре не важен», — гласит классическая фраза культового программиста, из-за чего Шимански не стал нагружать DUSK диалогами и видеороликами, а сконцентрировался непосредственно на игровом процессе. Согласно завязке, безымянный герой в поисках сокровищ проникает в зону отчуждения в сельской местности Пенсильвании, где сталкивается с противником.
Игрока без подготовки бросают в бой, заставляя сражаться в ограниченном пространстве с культистами. Так называемый «режим обучения наоборот» предлагает пережить нападение трёх противников с бензопилами, орудуя одними серпами. Впрочем, потерпеть поражение в первом бою вряд ли получится, а научиться маневрировать и атаковать врага — легко.
В DUSK сразу освоятся любители старой школы, а ветераны Quake вообще почувствуют себя как дома. Новичков ждёт масса приятных потрясений, включая вечный бег, распрыжку и отсутствие перезарядки. Прицеливаться можно исключительно из снайперской винтовки, носить с собой позволено стандартные девять видов оружия, а прокачка представлена в виде одновременного использования двух стволов — по одному в каждую руку.
DUSK — это шутер, где главный герой проносится по уровню ураганом, кладя пачками врагов, пока те опомниться не успели, прыгает и крутится волчком, выписывая пируэты и минуя летящие в него пули, обнаруживая секреты и тайные схроны, в которых запрятано оружие, чтобы раньше времени получить доступ к мощным пушкам.
Выглядит и играется DUSK так, будто его создали 20 лет назад, а сейчас нашли и запустили. В основе лежит память о классических шутерах, а не псевдо-ретро с использованием современных технологий. Запуская проект, пользователь видит не бледную тень прошлого с расчётом выбить слезу, а именно то, что он запомнил в детстве.
После расправы над тремя противниками игрок находит первый секрет в виде «спрятанного» пистолета и понимает, что… началось. Дальше его ждут три мира и более тридцати уровней, множество оригинальных врагов, дизайн которых навеян творчеством Лавкрафта, вариативный геймплей с элементами хоррора, а также классические уровни с забегом из точки А в точку Б и нахождением разноцветных ключей.
При этом стоит понимать, что увиденное в первые полчаса в целом полностью демонстрирует то, что ждёт игроков на протяжении всей игры. Для разнообразия и в качестве дани уважения современным шутерам в DUSK была включена такая вещь, как подкат. Однако данная механика не искажает впечатление от игры, а лишь дополняет его.
В копилку плюсов стоит добавить музыкальное сопровождение. Треки к игре написал Эндрю Халшалт, известный по работе над Brutal Doom и Quake Champions. Когда на героя нападает толпа врагов, тревожные мотивы сменяет тяжёлый металл, а в моменты исследования уровней звучат пугающие звуки, шёпот и шорох. Отдельно хочется отметить озвучку врагов, называющих персонажа еретиком.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Но есть в игре и минусы. Дизайн уровней уступает даже старенькому Doom. Зачастую куски локаций не продуманы и не синхронизированы, в паре-тройке мест так вообще можно застрять. А если не читать написанные на стенах подсказки (которые выполнены, кстати, только на английском языке — мы проходили версию для PlayStation 4, и она, в отличие от компьютерной, не имеет русской локализации), то не поможет даже плотное исследование ближайших строений.
Секретные места также часто вызывают недоумение. Иногда лазейку максимально сложно найти, а в другой раз заглядывание за угол называют тайником. Кроме того, хочется отметить невыразительных боссов с огромной полосой здоровья, к которым баз ракетницы лучше не соваться — умирать они будут долго.
Что касается управления, то на PlayStation 4 оно довольно отзывчивое, со скидкой на уже прошедшее поколение. Автонаведения не предусмотрено, поэтому целиться любителям контроллеров придётся точнее. Впрочем, Шимански предусмотрел уровни сложности и средства уничтожения на любой вкус, поэтому любители скоротать вечерок, взяв в одну руку пиво, а в другую — DualShock 4, не останутся разочарованными.
Однако в конечном итоге работа Шимански привлекает к себе внимание отнюдь не внешним видом и стилизацией под ретро, а в качестве полноценного проекта, геймплей которого воспринимается так, как хранит его память — ярким и бодрым. Это шутер, где главный герой проносится по уровню ураганом, кладя пачками врагов, пока те опомниться не успели, прыгает и крутится волчком, выписывая пируэты и минуя летящие в него пули, обнаруживая секреты и тайные схроны, в которых запрятано оружие, чтобы раньше времени получить доступ к мощным пушкам.
DUSK — это веселье и приятно проведённое время для ветеранов Quake, где головной мозг может отдохнуть, освободив место спинному. А ещё проект включает в себя бесконечный режим с уничтожением волн противников, мультиплеер на 16 игроков, настройки фильтров в меню и возможность убить врага мылом. Любителям современных шутеров хочется посоветовать хотя бы взглянуть на DUSK, возможно он станет для них откровением, а ветераны жанра и так в него давно играют.
Недавно Шимански обновил компьютерную версию, улучшив графику и прочие элементы, релизом переиздания с пометкой HD. Но это уже другая история.