Обзор Butcher’s Creek. Наследник Manhunt без пыток, но с морем крови и насилия
Оглавление Развернуть Бревна не замечаем Бей, режь, руби, кромсай Залив Мясника
Многие с теплотой вспоминают Manhunt от разработчиков GTA. Они не поскупились на сатиру и кровавые казни, ставшие изюминкой игры, которую трудно отнести к конкретному жанру — это смесь хоррора, экшена и даже шутера от третьего лица. Сейчас продукт с подобным уровнем жестокости по понятным причинам даже не отправят на полки магазинов. Говоря точнее, выпускать его не рискнут «пиджаки» в офисах игровых корпораций, а вот независимый разработчик Дэвид Шимански решился. В Butcher’s Creek поклонники ультранасилия станут линчевателями безумных маньяков. Но вот действительно ли это наследник Manhunt или просто наглая эксплуатация знакомой стилистики ради извлечения прибыли? Сейчас разберемся.
Бревна не замечаем
Содержание статьи:
Главный герой Butcher’s Creek — любитель кровавых снафф-фильмов с пытками и расчленением. И нет, он не стал жертвой маньяков, а целенаправленно отправился к ним в логово за любимым контентом. Отыскать катакомбы с садистами действительно удалось, только вот они гостю оказались не рады и почему-то хотят использовать его в качестве реквизита для нового видео. В отличие от соевого протагониста Outlast, наш герой готов дать им достойный отпор, и на помощь придет всяческое холодное оружие.
Продвижение по небольшим уровням — основная цель игрока. Сюжета как такового вроде бы и нет: герой пытается сбежать от маньяков и заполучить в коллекцию побольше роликов с жестокими пытками. Однако детали бэкграунда можно обнаружить в записках. Если сперва кажется, что местные кровопийцы убивают людей и снимают снафф лишь для удовлетворения собственных больных желаний, то ближе к концу картина станет куда более глобальной. Все сюрпризы я оставлю для исследования заинтересованным.
Начало игры задает тон всему прохождению
Пройти Butcher’s Creek можно за два часа на легкой сложности и без особого исследования уровней, тогда как за три часа удастся увидеть весь контент на средней. Для самых упорных предусмотрена и высокая сложность, однако Шимански пообещал разобраться с ее балансом в последующих обновлениях — уж сильно много на ней кассет с жестокими видео, которые служат валютой для сохранения прогресса. Короткая продолжительность не идет игре во вред: на протяжении двенадцати небольших глав разработчик пытается радовать неожиданными решениями, но вряд ли местного геймплея хватило бы на нечто большее.
Бей, режь, руби, кромсай
Основа Butcher’s Creek — битвы с холодным оружием против маньяков. Болванчики глупые, но больно бьют, да и в толпе могут доставить проблем. Например, легко загонят вас в угол, ведь на обширные пространства выпускают всего несколько раз за прохождение — в основном уровни представляют собой узкие коридоры и небольшие комнаты. Оружие, в свою очередь, различается характеристиками: топор наносит высокий урон, но очень нерасторопно, да и ломается после нескольких трупов. У «финки» же прочность бесконечная — взамен она может бить только на коротком расстоянии.
За что боролся, на то и напоролся
Ближе к концу прохождения игроку дадут мощную кирку с бесконечной прочностью, правда, использовать ее можно будет недолго. Шимански даже подумывает над созданием «Новой игры+», где можно было бы пройтись по уже знакомым уровням с киркой наперевес. В целом же холодного оружия в Butcher’s Creek предостаточно — разбросано оно щедро, поэтому проблем с арсеналом не возникнет.
Как и с расправой над местными врагами. Они используют те же инструменты, что доступны игроку: либо замахиваются для нанесения удара, либо прикрываются рукой для защиты, и представляют опасность лишь в группах — они живучие и любят нападать толпой. Оружие может сломаться прямо посреди боя, и придется убегать в поисках нового, а выносливость тут не бесконечная. Также в сражениях поможет пинок в лучших традициях Дюка Нюкема. Особенно полезен этот приемчик в немногочисленных местах с ловушками вроде глубоких ям или работающих пил — подобного интерактива на локациях хочется больше.
Мир стал чуточку светлее
Механика блокирования в Butcher’s Creek ощущается сломанной: от атак врагов можно защищаться правой кнопкой мыши, однако на практике куда выгоднее бить и отходить назад, повторяя это до тех пор, пока негодяй не раскрасит стены своей кровью. К слову, алая жидкость на полу и стенах не просто элемент декорации — это местные «аптечки», которые нужно фотографировать. Еще больше здоровья можно восстановить, запечатлев растерзанные сектантами трупы. Картинка, мягко скажем, совсем непривлекательная, но красота в глазах смотрящего — протагонисту, видимо, очень по душе.
Залив Мясника
События Butcher’s Creek происходят, что понятно из названия, в некоем Заливе Мясника — захолустье США, где обосновался жестокий культ убийств и насилия. Дизайн большинства уровней напоминает оригинальную DOOM из-за разветвленной структуры, а также частой необходимости искать ключи и возвращаться назад, встречая отпор новой толпы болванчиков. Убежать от них по местным лабиринтам может быть непросто, особенно из-за прилива адреналина — хочется побыстрее найти новое лезвие или кувалду, а не наматывать круги в попытке скрыться от фанатиков.
В игре представлено несколько типов противников, но различий у них практически нет
Атмосфера получилась действительно жуткой и неуютной — здесь полно темных локаций, а звуковые эффекты лишь усиливают тревогу. За недолгое прохождение придется посетить заброшенные хижины, фабрики с чанами кислоты, лес во время грозы и даже захолустный стриптиз-клуб. При этом не обошлось и без кое-чего экстраординарного и даже мистического, но этот секрет спойлерить не хочется.
Весомый вклад в жуткую атмосферу Butcher’s Creek привносит визуальный дизайн. Шимански открыто говорит, что вдохновлялся играми на движке Source и их «лиминальностью» — это когда на модели с низким количеством полигонов и плоские стены накладываются текстуры, основанные на реальных фотографиях. При желании также можно включить эффект VHS-кассеты — тогда прохождение будет похоже на просмотр реального снафф-фильма с проклятой кассеты, записанной в конце девяностых. Однако я отключил эту опцию — реалистичный вариант с видом «из глаз» без визуальных помех мне нравится больше.
Даже не будем задаваться вопросом, почему созерцание таких сцен восстанавливает здоровье главного героя
Конечно, в Butcher’s Creek есть ощутимые недостатки. Например, типов врагов здесь мало, да и выгодная тактика против них всего одна — бить и отходить назад. Никаких боссов здесь нет, из-за чего концовка получилась довольно смазанная. Однако если последнее можно списать на «артхаусность» произведения, которое оставляет игроков в неведении общей картины, то физика внезапно серьезно портит общее впечатление. Трупы врагов могут нелепо отлетать, особенно при взаимодействии с ловушками или столкновении с самим игроком. Это же касается и предметов, которые отправляются в полет даже при легком контакте — иногда я думал, что ко мне сзади подошел враг, хотя это был лишь ненароком затронутый ящик.
Как я уже упоминал, прохождение на нормальной сложности с доскональным изучением уровней занимает от силы три часа: думаю, я вряд ли пропустил какие-то комнаты, разве что не нашел все пасхалки. С другой стороны, без скидки Butcher’s Creek стоит 385 рублей — вполне заслуженная цена, сравнимая с билетом в кино, за игру, сравнимую с ним же по продолжительности. К тому же имя разработчика служит своеобразным ярлыком качества. Вероятно, в будущем игроков ждет еще несколько контентных обновлений, но уже сейчас хоррор ощущается вполне законченным произведением, которое стоит внимания.
Пилы не режут врагов, а просто отбрасывают их в стороны
Напоследок — небольшая история о создании Butcher’s Creek. Столь короткую игру Дэвид Шимански делал целых шесть лет, иногда откладывая ее в долгий ящик. Он признался, что от многих идей пришлось отказаться, а итоговый результат не соответствует изначальному видению — все дело в технических ограничениях выбранного движка и программного кода. При этом геймдизайнер рассказал, что пытался выжать максимум, не начиная разработку с абсолютного нуля. Получилось как-то так.
Трейлер Butcher’s Creek
Ради чего стоит играть:
- Духовный наследник Manhunt
- Неожиданная концовка
- Ожесточенные бои с разнообразным холодным оружием
- Жуткая атмосфера
Что портит удовольствие:
- Глупые враги
- Отсутствие боссов
- Нелепая физика тел и предметов
Итог
Учитывая провокационное содержание, Butcher’s Creek можно порекомендовать только любителям Manhunt и Condemned: Criminal Origins в виде небольшого ностальгического трипа. Это игра с акцентом на насилие, концепция которой выглядит невозможной для AAA — жестокая и «грязная», затрагивающая очень некомфортные темы, что обычно принято заметать под ковер или делать вид, будто такого не существует в реальности. К сожалению, существует — и Butcher’s Creek наглядно демонстрирует, в каком адском измерении на самом деле находятся некоторые так называемые люди. Несмотря на короткую продолжительность, игра сполна отбивается по эмоциям — особенно если запустить ее ночью, без света и в наушниках.