Обзор Alone in the Dark. У нас есть Resident Evil 2 дома, но это сумасшедший дом
Оглавление Развернуть Безумие заразно У нас есть Resident Evil 2 дома Зато красиво и с любовью к классике
Alone in the Dark — франшиза удивительная. Лишь первые две части оригинальной трилогии из девяностых закрепились в веках как незабвенная классика, а потом серия отправилась в бесконечный бэд-трип. Посредственные и провальные перезапуски шествовали один за другим, где-то между ними вышла эпичная в своей паршивости экранизация, а в 2015 году, казалось бы, Atari вколотила последний гвоздь в эту историю совершенно тошнотворным шутером от третьего лица с оценкой 19/100 на Metacritic. Но, подобно сверхъестественному упырю, Alone in the Dark равнодушно принимает несовместимые с жизнью удары, а затем встает и идет дальше, движимая лишь рефлекторными сокращениями разлагающихся мышц. На этот раз в качестве AAB-эпигона ремейка Resident Evil 2.
Безумие заразно
Содержание статьи:
Alone in the Dark образца 2024 года — это очередной перезапуск, но теперь отсылающий к оригинальной трилогии. То ли из-за уважения к корням, то ли из-за того, что отсылать больше не к чему: настолько кошмарен остальной материал при всем внушительном наследии франшизы.
В игре, кстати, есть олдскульный фильтр и классические модели героев. Выглядит стильно, но только пока глаза не вытекут
Как бы то ни было, 1930 год. Детектив Эдвард Карнби и вдова Эмили Хартвуд вновь прибывают в злополучный особняк Дерсето. Однако роскошное жилище дядюшки Эмили в перезапуске стало пристанищем для душевнобольных, а Джереми Хартвуд не покончил с собой — просто куда-то запропастился на фоне психического обострения. Поисками этого бедокура нам и предстоит заняться, выбрав одного из двух играбельных персонажей.
В предрелизных материалах разработчики упоминали о том, что сюжетные линии Эдварда и Эмили будут различны. Обманули и сказали неправду: они по большей части одинаковы. Герои идут одной и той же дорогой, выполняют одни те же задачи и приходят к одному и тому же финалу, разве что встречают обитателей особняка при других обстоятельствах. Разница в кат-сценах особой погоды не делает, однако линия Эмили все-таки дает чуть больше понимания происходящих событий. Для первого прохождения рекомендую выбрать именно ее.
Буквально в первые полчаса игры один из героев найдет волшебный амулет, с помощью которого владелец может путешествовать то ли в воспоминания, то ли в вымышленные миры из головы Джереми Хартвуда. Дядюшка, оказывается, не такой уж и сумасшедший, в чем быстро убедится один из протагонистов, а в самом особняке явно затевается что-то не очень здоровое.
Базовое развлечение в Alone in the Dark: пройтись в комнате по всем белым кружочкам, ведь там могут быть штучки
Повествование Alone in the Dark несколько шизофазично, но так и задумано, ведь оно строится по логике сна. Периодически герои будут встречаться с обитателями особняка Дерсето, а те — неприкрыто демонстрировать, что знают больше, чем говорят. Так, темнокожий амбал из прислуги совсем не удивится, очутившись на какой-то туманной улочке Нового Орлеана, открыв одну из дверей особняка. Но чтобы в голове игрока раньше времени не нарисовались ответы, протагонисты не будут задавать обитателям правильные вопросы, ограничиваясь по большей части дежурными репликами. Будто в таких ситуациях оказываются ежедневно.
И вам не хворать, меня только что чуть не убил египетский колдун в древней библиотеке
На самом деле такая подача сюжета даже несет в себе некое очарование, ведь и сама игра вопросы задает куда интереснее, чем на них отвечает. В какой-то момент игроку наверняка покажется, что безумие Джереми Хартвуда оказалось крайне заразной болезнью, передающейся воздушно-капельным путем, а все эти персонажи, включая главных, оказались в тревожном сне собаки. Это чувство не покинет игрока даже после финальных титров.
Психолох прогревает
За сценарий Alone in the Dark отвечал Микаэл Хедберг, автор сюжета культовой SOMA. В связи с этим знающие люди возлагали на историю большие надежды, а разработчики в сопроводительном письме к ревью очень просили обойтись без спойлеров. Подача истории и правда хороша, но ее развязка разочаровывает просто катастрофически.
После полноценного выхода игры, по условиям эмбарго, здесь будет опубликован краткий пересказ этого захватывающего приключения отдельной вставкой текста — чтобы не быть голословным. А пока же придется обойтись следующим. Люди делятся на два типа: для первых ценность всей истории определяется ее концовкой, а вторые готовы простить «слитый» финал, если по пути им было интересно. В общем, первой категории лиц может стать дурно.
У нас есть Resident Evil 2 дома
Геймплейная схема Alone in the Dark попросту копирует таковую из ремейка Resident Evil 2, который вышел пять лет назад, но сама игра скроена не в пример беднее. В ней представлена классическая структура для point-and-click адвенчур, а также их трехмерных аналогов: утка в зайце, заяц в гнезде, гнездо в звезде, звезда проходит лечение в сумасшедшем доме. После первого забега по Дерсето игрок наткнется на такое количество запертых дверей и сундуков, что от этого немного потемнеет в глазах. Однако переживать не стоит — в последующие шесть или около того часов ото всех этих дверей и сундучков нам выдадут ключи, которые обнаружатся в доступных помещениях. Это будут либо самые настоящие физические ключи, либо специальные инструменты, либо недостающие для решения головоломок детальки.
Соскучились по играм, где надо смотреть на карту и искать открытые двери? Кстати, в игре есть режим, который отмечает пазлы и разблокированные двери — советую включить, иначе придется много бегать туда-сюда
Если головоломок тоже опасаетесь — оставьте свои страхи. Большинство решается подбором предмета в комнате и последующей его вставкой в другой объект в той же комнате. Иногда нужно повращать колбочки, чаще — собрать пазл из шести, девяти или двенадцати плиток. Если пазлы из двенадцати плиток собирать тяжело, в журнале можно посмотреть на готовое изображение. Порой нужно будет направить луч в синий кристалл, чтобы открылась дверь, а иногда даже повращать ручку сейфа по коду из записки — она может как лежать в той же комнате, так и быть выданной чуть ранее. Но чаще нужно посмотреть на цифры, указанные в большом, среднем и маленьком кружочке, чтобы ввести их в медальоне, который представляет собой… цифры в большом, среднем и маленьком кружочке. Словом, решение обычно находится на поверхностном переборе самых очевидных вариантов.
Небольшая подборка головоломок из игры. Это без тех, где надо просто вставить в механизм рычаг, что лежал в соседней комнате
В игре мне встретилась всего одна головоломка, похожая на что-то комплексное и изящное: для этого требовалось сопоставить имена людей с генеалогическим древом, на котором указаны их порядковые номера, а затем перевести цифровой код в закорючки по методичке из журнала. Итоговыми закорючками вводится код к сейфу. Если вдруг что-то из этого вам покажется сложным, можно включить внутриигровые подсказки, где по каждому этапу головоломки или задачки вас будут вести за ручку. Не могу сказать однозначно, сильной или слабой стороной игры служат такие легкие головоломки — кому как. Разработчики решили ориентироваться на тех, кого заковыристые пазлы оттолкнут, хотя изначально делали пазл-адвенчуру. Ну, что ж.
А вот что касается экшена, это однозначно выглядит слабо. Иногда протагонисты будут сталкиваться с монстрами. Боевые эпизоды крайне линейны, продвинутого ресурс-менеджмента здесь нет: при восьмидесятипроцентной меткости всех встречающихся на пути противников можно бездумно расстрелять даже на самой высокой сложности из целых трех вариантов огнестрельного оружия. Или закидать коктейлями Молотова, которые по какой-то причине не складываются в карман, но щедро разбросаны на полях потенциальных сражений.
Здесь я забежал на лестницу, чтобы расстрелять четырех монстров в узком проходе. Но они просто не смогли по ней подняться
А еще можно забить их орудием ближнего боя, которое ломается после нескольких ударов. Чтобы выключить противника, достаточно бешено долбить по клавише F — символично! После каждой оплеухи враг отправляется в стаггер-лок, то есть анимацию «впитанной оплеухи», и открывается для следующих ударов, пока не помрет. Иногда то же самое происходит с протагонистом: после одного пропущенного удара он начинает шататься на месте, впитывает еще парочку и отправляется на чекпоинт. А иногда не начинает. Боевая система в целом обладает грацией билда новой игры на Unreal Engine 5 от энтузиастов, если понимаете, о чем я.
Вопрос дня: как открыть стеллаж с дробовиком? Если вы ответили: «Найти в особняке собачий ошейник, чернильную ручку и печать», то оказались правы
Большим разочарованием на этом фоне станет повторное прохождение: игроку необходимо продраться через всю ту же последовательность примитивных пазлов, чтобы увидеть слегка — и «слегка» здесь ключевое слово — иную перспективу на сюжетные события. Хотя два главных персонажа периодически встречаются по сюжету и делают вид, что ведут свое собственное и совершенно другое расследование. В Resident Evil 2 имелся чисто геймплейный интерес к перепрохождению, ведь тяжелая и нормальная сложности различались кардинальным образом — вплоть до ограничения сохранений. Здесь же главным образом предстоит охотиться за спрятанными коллектиблами, к нахождению которых привязали секретную концовку. Перепроходить игру третий или даже четвертый раз (у каждого героя свой набор «секреток») у меня желания не возникло.
Разработчики очень хотели оставить на персонажах следы побоев, но как-то перестарались: стоит чуть наступить в огонь левой пяткой, как герой станет косплеером трубочиста. А в заставках никто не будет обращать внимание на то, что собеседник весь в ссадинах и кровоподтеках
Зато красиво и с любовью к классике
Несмотря на класс продукта, Alone in the Dark радует глаз — не столько высокими технологиями, сколько работой художников. Игра демонстрирует красивые пейзажи: пустыни под светом солнечного затмения, туманные улочки городов-фантомов, тенистые и болотистые байю — все это обильно смазано эффектами постобработки и выглядит очень недурно. А еще персонажи здесь отражаются в зеркалах в реальном времени, чего в играх не было, кажется, уже лет десять.
Как они это сделали? Чертовы колдуны!
Кроме того, авторы досконально изучили первоисточник, так что ветераны увидят повсеместные отсылки к классике. Так, например, здесь представлены персонажи всех трех игр, но на иных ролях, а некоторые герои истории даже получили имена разработчиков оригинальной трилогии. В конце игры Джереми Хартвуд сетует, что не умер и тем самым испортил всем праздник, ведь это был главный драйвер сюжета. В одном из эпизодов камера резко переключится на фиксированные углы, подчеркивая нарастающий градус безумия. Если покопаться, таких отсылок, цитирований и шуток можно найти куда больше, что делает игру замечательным образчиком искусства постмодерна: копией, которая целиком полагается на чужое наследие, а не самобытность.
Ну красиво же? Красиво?! А вот сюда и ушел весь бюджет
В конце концов, благодаря опрятной художественной форме и любопытной подаче сюжета прохождение Alone in the Dark нельзя назвать совсем уж безынтересным. Игра интригует, удивляет, запутывает — и совсем, кстати, не пугает. Вдруг вам станет страшно, и вы игру не купите? Жаль лишь, что этот стилистически выверенный поезд неумолимо несется к финальному участку пути, откуда какой-то негодяй снял все железнодорожное полотно и сдал его на металлолом.
Напоследок прекрасное: в игре есть режим комментариев разработчиков, который для меня послужил главным поводом перепройти игру. Правда, субтитров почему-то нет, и придется воспринимать на слух английскую речь
Ради чего стоит играть:
- Пришибленное повествование по «логике сна»
- Красивые виды и таинственные локации
- Несколько действительно тревожных геймплейных сегментов
- Режим комментариев от разработчиков
Что портит удовольствие:
- Простые и скучные головоломки
- Аляповатая боевая система
- Развязка сюжета
- Второе прохождение
Итог
Над серией уже несколько десятилетий висит могущественное проклятье перезапуска. Новая игра попросту не в силах его развеять, ведь для этого ей критически не хватает оригинальных идей. Бюджетный эпигон не дотягивает до Resident Evil 2: ее геймплейное ядро было куда мощнее, а в прохождениях генерировались уникальные ситуации, требующие мгновенного принятия более или менее невыгодных решений. Именно так и работает выверенный сурвайвл-элемент. Alone in the Dark, в свою очередь, это до зубовного скрежета линейная пазл-адвенчура с примитивными головоломками и боевкой «для галочки», задержать в которой может только сюжетный интерес — да и разгадка, скорее всего, разочарует. Впрочем, правильно выбранное релизное окно наверняка станет столь нужным игре подспорьем.