VerVil.ru
Всё про игры.

Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

0 35


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Оглавление Развернуть «AOW4.exe» нэ отвычает Путь эволюции Очень сильные колдунства Мутанты меча и магии Серия [не]интересных выборов

Несмотря на воспитанную с младых лет творениями дедушки Сида Мейера любовь к 4X-стратегиям и тысячи наигранных часов в бесчисленных клонах «Цивы», видную в жанре серию Age of Wonders я как-то всегда умудрялся обходить стороной. И даже до какого-то момента — стыдно вспомнить! — почему-то был уверен, что это какой-то спин-офф Age of Empires и, скорее всего, стратегия в реальном времени. Наверстать упущенное получилось лишь к четвертой части франшизы, которая выходит как нельзя кстати. Отгремела так не сумевшая достичь славы предшественницы Civilization 6. Подвисли в неопределенном статусе и ожидании нового контента Humankind и Old World. Словом, сейчас самое подходящее время для какой-нибудь свежей игры, позволяющей вдоволь «Исследовать, Расширять, Эксплуатировать и Изничтожать». У Age of Wonders 4 есть почти все, чтобы занять эту нишу и на первых порах от нее очень сложно оторваться. Но.

«AOW4.exe» нэ отвычает

Прежде чем поговорить о механиках, сеттинге и других по-настоящему интересных сторонах Age of Wonders 4, придется разобраться со слоном в комнате. Да, опять. Мне скоро придется красным карандашиком обводить в календаре те дни, когда я пишу об играх, которые на релизе лишены серьезных технических проблем. Я все понимаю, разработка игр — чудовищно тяжелый процесс, а давление издателя и прочие не зависящие от разработчиков факторы никто не отменял. Я все понимаю, всегда есть надежда на патч первого дня и другие оперативные фиксы. Но когда врученная нам копия игры просто не позволяет собой насладиться, об этом нельзя не упомянуть. Так что, простите великодушно, но вас ждет очередной необходимый дисклеймер.

Предрелизная версия Age of Wonders 4 при железе значительно превосходящем рекомендованные системные требования вылетает на каждом шагу. Буквально. Игра может вылететь во время вступления в битву, победы в битве, изучении нового заклинания, применении заклинания, выборе постройки в городе, принятии решения по квесту… Короче говоря, в любой момент. Даже наградой за первую победу для меня стал очередной вылет и окошко с кодом «неизвестной ошибки», предлагающее отправить отчет в Paradox Interactive. Таких отчетов я настрочил, наверное, под сотню и дай-то бог, если они хоть чем-то помогут. Кажется, за пару десятков часов я успел пройти с этой игрой цикл «гнев-торг-депрессия-принятие» в миниатюре.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Будем надеяться, что этот небольшой коллаж останется лишь свидетельством чудесного преображения игры на релизе

Сначала это просто раздражает.

«Ну вот, опять грузиться… Интересно, сколько прогресса я потерял? Тут, конечно, есть автосейв на каждом ходу, но за этот ход столько событий произошло… Да твою же мать, мне что, снова этот бой переигрывать?!»

Потом ты ищешь способ как-то это исправить, сторговаться с игрой.

«Может, если снизить частоту кадров и отключить объемное освещение, вылетов хотя бы станет меньше?»

Не станет. Смена графических настроек иногда позволяет пройти вылетающий раз за разом сегмент кампании, но никакого четкого паттерна в этом не обнаруживается. Так что не удивляйтесь, если представленные в обзоре скриншоты будут сильно разниться по качеству. Потом ты стараешься закрыть на это глаза. Из принципа перегружаешься, иногда по нескольку раз за ход, лишь бы продолжить играть… Этап депрессии наступил на четвертый день. Игра стала вылетать прямо из главного меню, не позволяя даже выбрать сейв. 

И пока мы не отошли от кассы — что за беда у 4X-стратегий с локализациями? Ну ладно «Цивы», там просто запомоили интерфейс уродливыми русскоязычными шрифтами без оглядки на целостность эстетики — можно привыкнуть и смириться. Но тут вам рассказывают душещипательную историю о том, как в чудный мир вторглись «короли-волшебникы» (sic!), то и дело пропускают важные для понимания механик сегменты текста и даже ключевые термины иногда называют по-разному. При этом местами перевод вполне неплох, а местами — будто в виде заглушки остался переведенный роботом текст с кривыми склонениями, неправильными согласованиями и прочими приметами «промта». И да — русскоязычные шрифты привычно смотрятся не пришей виверне хвост.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Вассальный город получает два, а переводчики получают кол

Еще есть ворох графических багов и неполадок интерфейса, но они легко лечатся и игровому процессу не препятствуют. За сим о технической стороне вопроса все. Буду молиться на чудодейственный патч первого дня и постараюсь больше не возвращаться к этой теме на протяжении обзора. Что там в остальном, если закрыть глаза на проблемы оптимизации? Как приятно было бы на этом месте сказать, что продираться через все эти баги нет никакого смысла.

Но нет. Сама по себе игра очень даже крута.

Путь эволюции

Авторы Age of Wonders 4 не пытаются произвести революцию, а скорее придерживается формулы «не чини то, что не сломано». Что на фоне той же наглой, но так и не доведенной до ума Humankind кажется вполне здравым решением. Если вы уже заигрывались в другие 4X-стратегии, то большинство механик с первого же взгляда покажутся вам знакомыми. Привычная система роста городов, построек и найма юнитов, привычное распределение ресурсов и отхват новых территорий, привычная гонка за влияние на нейтральные поселение и доминацию на мировой карте. 

И все же в каждом из элементов разработчики делают достаточно оригинальных изменений, чтобы опыт с одной стороны ощущался достаточно свежим, а с другой стороны не возникало ощущения неоправданных усложнений и попытки переизобрести велосипед. К примеру, город тут может одновременно строить здания и армии за разные очки производства, а возведение самих построек можно ускорить, окружив поселение достаточным количеством районов определенного типа. К таким деталям легко привыкнуть, а темпу игры они идут лишь на пользу.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Здания с галочками строятся быстрее при выполнении определенных условий

Баланс в дизайне и доступность — ключевые достоинства. Всего пара каток за разные фракции, и вы уже освоите Age of Wonders 4 в достаточной мере, чтобы не задаваться вопросами в духе «а на что влияет и от чего зависит тот или иной показатель?». Помогает и чистенький интерфейс, и встроенная в игру энциклопедия — крайне полезная фича для любой представительницы жанра. При этом пространства для экспериментов останется достаточно как минимум на несколько десятков часов увлекательных поединков против компьютера. Помимо 19 заготовленных разработчиками фэнтезийных фракций всегда можно создать свой собственный народ из нескольких наборов заготовок: скажем, варварское племя кротолюдей, расползающихся по карте подобно чуме, практикующих темную магию гномов-феодалов или приручивших животных высоких эльфов, тайно практикующих каннибализм.

Пользовательские настройки карт тут тоже представлены в избытке, помимо типов фауны, ландшафта и обычаев местных жителей можно выбрать даже уникальные условия триумфа вдобавок ко стандартным путям победы: скажем, уничтожение сковавшей земли льдами снежной королевы Арктики или заключение союза между тремя могущественными и издревле воюющими державами. Есть и набор сюжетных карт, проливающих свет на лор вселенной и позволяющих как следует отточить ключевые стратегические умения. А за успешные действия по мере прохождения игрок будет копить специальные «очки пантеона», на которые в главном меню можно затарить косметических предметов для полководцев или новых уникальных черт для будущих наций. Есть с чем поиграться!


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Не хватало еще, чтобы мне фурри поклонялись!

Очень сильные колдунства

Самой же оригинальной стороной игры становится магия, которая напрочь разбивает стереотипное представление о волшебстве в стратегиях. Ведь как говорил один известный создатель контента по третьим «Героям»: «Зачем мы открываем волшебную книжку? Чтобы жахнуть!» Читай — запустить по вражине огненным шаром, ледяной стрелой или чем покрепче. В исключительных случаях — укрепить свои войска или ослабить противника дебаффом. Короче, скорее вспомогательный инструмент. В Age of Wonders 4 все не так. 

Здесь, чтобы пересчитать все возможные способы применения магии, не хватит и пальцев обеих рук. Магия это баффы и хиллки для дружественных отрядов, дебаффы и атаки вражеских юнитов, источник призыва воинских резервов, опыта, новых активных и пассивных навыков для разных типов войск, средство влияния на города-государства, способ преобразования продукции и показателей в собственных городах, ускорение, телепортация и прочие заклинания странствий, инструмент для терраморфинга в бою и на глобальной карте, один из возможных путей к победе наравне с завоеванием или экспансией и, наконец возможность коренным образом изменить вид и черты своего родного или любого из захваченных народов. От банального укрепления кожи, дающего повышенную защиту от физического урона до возможности обратить племя крысенышей в крылатых демонов, пересечь на этих крыльях океан и от души накормить лещами корчащего рожи из-за моря соседа. Магия это сила.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

И без того мелких крысенышей можно сделать еще более миниатюрными, увеливая тем самым численость каждого отряда

Разумеется, сходу получить доступ ко всем этим опциям невозможно — придется понастроить в городах библиотек и прочих научных знаний, чтобы изучать магические фолианты, которые являются по сути маленькими древами технологий. Их в игре десятки, и все они распределены на категории согласно приверженности соответствующим элементам вселенной — порядку и хаосу, материи и астралу, природе и тьме. Причем никто не запретит добродушным эльфам изучать, к примеру, некромантию. Но все же придерживаться верности паре-тройке элементов выгоднее: со временем это откроет возможность принимать за особые очки дополнительные политические догматы и предоставит бонусы при прохождении квестов от городов-государств.

К тому же для каста всех необходимых спеллов придется накачать очков магии из природных источников или подходящих построек. Магических счетчиков аж три типа — общий запас маны уходит на любые заклинания и поддержание баффов, отдельные очки отвечают за манапул в боях, а третья категория — за скорость сотворения заклятий на карте мира. Особо мощную магию в любом случае придется готовить в течение нескольких ходов. Зато сделавшие ставку на волшебство и исследования цивилизации запросто могут получить преимущество перед многочисленной, но слаборазвитой ордой, осыпая вражин градами метеоров и призывая высокоуровневых юнитов из астрала прямо на передовую в обход логистических цепей. А в самых высокоуровневых фолиантах скрывается заклинание, преображающее мир и дарующее заветную победу. Вот только позволят ли оппоненты вам его скастовать?


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Пока враг далече, можно спокойно строить фермы и копить ману

Мутанты меча и магии

Для любителей «строить домики» тут даже выделен особый режим игры через один город. Правда, он сильно урезает стратегический потенциал Age of Wonders 4, слишком много механик здесь завязано на экспансии в воинственной или мирной форме. В конце концов, больше городов — больше героев, а герои — лютая имба, к прокачке которой стоит приступать как можно скорее. Тем паче, что мировая карта усыпана точками интереса и битвами с нейтралами. Вообще главный комплимент, который мне хочется отвесить этой игре как фанату «Цивы» звучит так: здесь всегда есть чем заняться на любом из этапов партии. 

Никогда не бывает такого, чтобы на карте воцарился тотальный штиль, и вы скипаете ходы один за другим в ожидании обострения конфликтов или постройки корабля к Альфе Центавра (точнее его местного фэнтезийного аналога). То квест подкинут, то возможность копать новые ходы в подземелье откроется, то очередная точка спауна врагов разразится новым рейдом на ваши города, то придет черед отбивать дающие кучу бонусов древние руины… Даже в отсутствии полномасштабной войны между правителями сражаться приходится регулярно. И сражения — одна из сильнейших сторон игры.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Конные воины лучше всего врываются на перевовую с разбега

Больше всего они напоминают битвы из Endless Legend, только куда более динамичные и проработанные. Всего в бою может участвовать до трех отрядов по шесть юнитов с каждой стороны, так что с масштабностью побоищ тут никаких проблем нет. Сошедшиеся в клинче войска переносятся на отдельную локацию с гексагональным полем подобно тем же «Героям» или King’s Bounty

На разной местности действуют свои правила: в густых зарослях полно укрытий для стрелков, волшебный лес может осыпать незваных гостей разрядами волшебных молний, а пещеры пауков увешаны паутиной. Приходится грамотно выбирать позицию и действовать с оглядкой на ландшафт. Отдельное представление происходит в кульминационный момент осады города, когда на поле боя появляются осадные орудия с одной стороны и защитные укрепления с другой. Жаль только, что морские сражения не отличаются какими-то особенными фичами кроме уникального бестиария из всяких гигантских спрутов. Погрузившиеся на корабль сухопутные юниты действуют практически так же, как и на земле.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

А вот призракам корабли вообще не нужны — они спокойно парят над морской гладью

Построение сбалансированной армии — важнейшее умение. У самих юнитов полно разных активных и пассивных навыков, способных пригодиться в разных обстоятельствах и вступать в синергию друг с другом. Баффы и дебаффы, атаки по площади и элементальные заклинания — любая мелочь может спасти отряду жизнь, а его владельцу — ценные ресурсы. Добавьте к этому солидный каталог разнообразных боевых заклятий с возможностью наделять отряды новыми чертами и получите одну из самых захватывающих боевых систем в жанре. 

Но помощь всегда может прийти автобой, но обычно тут каждую битву хочется провести максимально эффективно и с минимальными потерями. Тем более, что все отряды по ходу службы прокачиваются, и мало кто будет рад расстаться с опытным огнедышащего песелем, который увязался за вами с самого начала партии. Впрочем, горечь утраты может подсластить тот факт, что со временем армия в любом случае пополнится более высокоранговыми бойцами. А вот потеря героя, разодетого в ценное обмундирование и обладающего уникальными навыками, полезными не только в бою, но и в экономике, часто становится переломным моментом в партии.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Наша предводительница эльфов взяла в осаду катапульты, но враг вовремя отстроил баллисты. Посмотрим, чья возьмет!

Серия [не]интересных выборов

Короче говоря, Age of Wonders 4 на удивление складно работает на механическом уровне и по-настоящему затягивает. Словить злосчастный синдром «еще одного хода» тут очень легко. Еще один ход, еще один бой, еще одна партия, а потом глянул на часы и обомлел: «Семь утра, на работу скоро!» А потом еще целый день не можешь выкинуть игру из головы. Но все-таки несколько поводов насторожиться помимо сугубо технических косяков проект тоже дает.

Во-первых, в какой-то момент приходит осознание того, что фракциям не хватает уникальности. Постройки и типы районов у них все одинаковые, а собственная армия со временем полнится случайными рекрутами с карты мира и новыми юнитами из магических фолиантов. Что до уникальных черт, то и их можно заимствовать. Фирменную для людей регенерацию здоровья могут получить хоть антропоморфные кошаки, хоть полурослики. Во-вторых, многие выборы слишком дисбалансны, а иногда и бессмысленны. Например, всю ту же регенерацию можно заменить на повышенную скорость перемещения в подземельях. Кому и когда это может оказаться более полезным — представить сложно. В-третьих, искусственный интеллект не сказать, чтобы шибко блещет умом, а на высоких сложностях добивается преимущества не стратегией, а всякими щедрыми бонусами. Но это, пожалуй, родовая болячка всего жанра.


                    Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Увы, на скриншоте запечатлен не эффект заклинания «хождение по воде», а очередной графический баг

Больше всего опасений возникает насчет онлайновой составляющей игры, но проверить их до релиза не представляется возможным. С одной стороны — необходимое для нее разнообразие карт и механика одновременных ходов тут на месте. С другой — уже сейчас кажется, что соревновательные игры пострадают от неровного баланса и обилия рандома. Конечно, на то, чтобы опробовать, какие комбинации работают, какие не очень, а какие сметают все на своем пути кровавым смерчем, уйдет немало часов. Но когда «мета» устаканится, есть вероятность, что народ будет использовать только самые проверенные комбинации черт цивилизаций, и все разнообразие канет в лету. Или вот, скажем, одному игроку из боев с нейтралами выпадет полный набор обмундирования для героя, а другому — пять волшебных посохов при том, что он мейнит воина с двуручным мечом. Ну и что тут будешь делать? Но против компа играть все равно интересно, спору нет.

Сюжетный трейлер Age of Wonders 4. Источник: IGN

Ради чего стоит играть:

  • Отличная точка вхождения во франшизу и жанр в целом
  • Игру легко освоить и так же легко залипнуть в ней на десятки часов
  • На карте всегда есть чем заняться на любой стадии партии
  • Симпатичный фэнтезийный сеттинг с драконами, фейками и плотоядными кротолюдьми
  • Куча настроек карт, правил и цивилизаций, с которыми хочется экспериментировать
  • Крайне проработанные тактические битвы

Что портит впечатление:

  • До патча первого дня игра безбожно вылетает и плохо оптимизирована
  • Неровный баланс и обилие рандома сулят проблемы для мультиплеера
  • Слабый ИИ, вывозящий лишь за счет «читерских» бонусов
  • Фракциям не хватает индивидуальности
  • Отвратительная русская локализация

Итоги

Не революционная, но свежая, качественная и простая в освоении 4X-стратегия, достойная стать новой обсессией для фанатов жанра и стартовой точкой для новичков. Что особенно приятно — в отличие от многих других стратегий, которым часто явно требуется пара-тройка экспаншенов для полного счастья, Age of Wonders 4 уже сейчас производит целостное впечатление, а аддоны для нее, судя по внутриигровым баннерам, явно планируются. Остается переживать лишь за исправление технических косяков и своевременные патчи.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии